Презентованный 29 мая на сцене ТЮЗа режиссерский эксперимент Владимира Золотаря в технике «вербатим» (постановка спектакля на основе монологов и диалогов реальных людей) про омский хоккей был воспринят публикой неоднозначно. Зрительный зал, наполовину пустовавший в день премьеры, разделился на два лагеря: те, кто пришел на «Авангард», и те, кто пришел в театр.
Первые в большинстве были представлены прототипами героев, которых два с лишним часа играли заслуженные артисты России Валерий Ростов, Лариса Яковлева и другие.
Болельщики с фанатским азартом (иногда забывая о том, что театр — это не стадион) восприняли художественную интерпретацию их историй любви и нелюбви к «Авангарду». Каждый узнавал себя в себе или в других фанатах, что определенно добавляет очко в копилку актеров ТЮЗа.
В немалой степени точности передачи способствовала и ненормативная лексика, за которую спектакль получил пометку «18+». О ее наличии режиссер Владимир Золотарь напомнил зрителям перед началом действия, сообщив, что максимально стремился уберечь их слух от резких слов.
Также восторженному восприятию способствовал тщательный подбор фанатского реквизита и динамичные видеоряды с живых матчей «Авангарда», на фоне которых и разворачивался спектакль.
А вот вторая половина зала, представленная именно зрителями, а не фанатами, от увиденного осталась не в восторге.
С одной стороны, приятно, что современный жанр «документального спектакля» можно увидеть и на омских подмостках, а не только в столице. Да и заявленная тема действительно жизненно близка зрителю, а не титаническими усилиями адаптирована к реальности из вечности классики.
С другой, возникло много вопросов к режиссеру Владимиру Золотарю, главный из которых: был ли это спектакль? Возник он достаточно закономерно, поскольку все это действие больше напоминало генеральную репетицию, чем премьеру.
И невыносимая затянутость постановки во времени, где не было даже антракта, и повторяемость или полное отсутствие сюжетных линий части историй, и весьма сырая композиция, требующая доработки — вот топ зрительских «недовольств», которые слышались в зале еще до того, как опустился занавес.
В итоге, по оценкам публики, результат премьерной игры омского ТЮЗа «В Авангарде» пока сводится к условной ничьей с перевесом в сторону хоккейного братства, поскольку героев-антифанатов на сцене было куда меньше, чем их антиподов.
Но все-таки есть надежда, что осенью, когда в ТЮЗе откроется новый сезон, зрители увидят более качественную версию этого спектакля. Не только для фанатов хоккея, но и для поклонников театрального искусства.
Полина Жорова
Текст опубликован в газете «Ва-банкЪ» №23 от 8 июня 2015 года