«Вы, люди, всегда истребляете то, чего не понимаете», — говорит нейронная сеть перед тем, как ее уничтожает компания наших давних знакомых, из фильма к фильму практикующих смертоносный гуманизм во имя выживания человеческой расы. Первый Терминатор возник на закате холодной войны, когда страх перед технологиями нашел выражение в киберпанке — мрачном жанре об упадке общества в результате вышедшего из-под контроля прогресса. Стареющий 20 век с возрастающей тревогой смотрел за черту миллениума и не ждал от будущего ничего, кроме воплощения параноидальных антиутопических историй. Настоящее не оправдало ни страхов, ни надежд, и в эпоху мобильного интернета старый добрый Голливуд эксплуатирует ностальгию по 80-м, выдавая перезапуски канонических сюжетов под соусом новых визуальных технологий. Вкупе с недавними «Миром Юрского периода» и «Безумным Максом» новый «Терминатор» смакует давно переработанные идеи и образы, играет с ними, любуется, иронизирует — не без этого, и создает комфортное пространство, в котором былые фобии являются безопасными воспоминаниями, как после хорошего сеанса психотерапии.
|
---|
«Скайнет» — это искусственный интеллект, заключенный в облаке нейронов, который способен изменить структуру тела на клеточном уровне. Новое поколение роботов может не только просчитывать алгоритмы, но и мыслить как люди. |
Нет, мы не ждали от «Генезиса» откровения — мы знали, на что идем: посмотреть на безумно обаятельного старину Арни, на Дейнерис Таргариен в роли Сары Коннор, и уж точно не на картину про научную фантастику. Для этого есть хотя бы тот же Нолан. Тем не менее, если не завышать ожидания, фильм выглядит неглупым и в меру захватывающим зрелищем, которое привлекает помимо традиционных эффектов и экшена добротным сюжетом с обилием отсылок к актуальной массовой культуре. Режиссер Алан Тейлор, успевший поработать над вторым «Тором» и целой плеядой успешных сериалов, сконцентрировался на наследии двух первых частей, вероятно, предполагая вернуть во франшизу неотразимый кэмероновский дух. Ориентируясь на армию фанатов, для которых «Терминатор» — архетипический кладезь всевозможных мемов, давно вписанных в коллективное бессознательное, Тейлор «перезалил» историю о зловещих киборгах в «новые меха» с поправками на современный уровень робототехники.
|
---|
Актриса Эмилия Кларк застолбила за собой амплуа Матери с большой буквы: в «Игре престолов» она произвела на свет драконов, а в «Терминаторе» ее сын Джон Коннор — предсказанный мессия и лидер сопротивления. |
Антропоморфные роботы — пройденный этап в фантастике, что-то вроде ретрофутуризма, превращающего в эстетику некогда новаторские идеи. В мире облачных технологий очевидно, что будущее искусственного интеллекта в нейронных сетях, и авторы фильма делают сеть «Скайнет» главным злодеем постгуманистической эпохи. Джон Коннор, как и прежде, является оплотом сопротивления людей, пока умная система не заставляет его взглянуть на мир глазами сверхразумного существа. Однако перед этим шагом за пределы человечности он успевает послать Кайла Риза в 1984 год, где юная Сара еще должна выжить и произвести его на свет. Однако Кайл попадает во временную петлю и оказывается в какой-то версии прошлого, к которой его совсем не готовили. В этом измерении мать Джона находится под патронатом стареющего Т-800 и умеет за себя постоять, а чтобы предотвратить Судный день, они снова должны отправиться в будущее.
|
---|
Шварценеггер играет стареющего робота, которому приходится драться со своей более молодой копией. Авторы не стали «омолаживать» актера, а тело юного Арнольда изобразил бодибилдер Бретт Азар. |
Мета*морфозы со временем с стиле еще одного культового киносериала 80-х — речь конечно, о «Назад в будущее» — настраивают на юмористический лад. Впрочем, фильм, заточенный под уже подготовленную аудиторию, и без того пестрит юмором. Главный проводник иронии в нем Арнольд, стареющий Терминатор, безапелляционно заявляющий: «Старый, но не бесполезный». И хотя Джон Коннор, уже вполне комфортно чувствующий себя в трансгуманоидном обличии, называет его бесполезным стальным реликтом, Шварценеггер на самом деле чувствует себя молодцом, постоянно шутит — пусть не искрометно, но чего требовать от машины, и проникается вполне отеческой любовью к своей протеже. Добрый человечный робот, плоть которого подвержена времени (смысловой трюк, придуманный Кэмероном, чтобы не омолаживать актера на компьютере), служит альтернативой бесплотной совершенной системе и является безусловным фаворитом картины. Хотя, если не ориентироваться на ностальгические настроения, симпатии могут распределиться иначе. Угроза «Скайнет» в лице Джона Коннора больше не представляется фатальной. Нейронная сеть не грозит физическим уничтожением, она приглашает людей в дивный новый мир невиданных возможностей, о которых, по крайней мере, стоило бы задуматься. Но герои предпочли траву на лужайке, залитой солнцем, как символ того, за что они борются. Кто-то приветствовал финал, в очередной раз утвердивший торжество банальных человеческих ценностей, а нам, честно говоря, было немного жаль загубленный стартап, обещавший прекрасную неизвестность и вечное сияние разума.
|
---|
Текст: Екатерина Чаплинская |
* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ