om1.ru
«Мама», папа, я. О детях-маугли, неблагополучных семьях и призраках США, усыновление, дети. Сегодня эти слова, сказанные вместе, у всех на слуху. Не без причины: пояснения тут излишни. Однако новый фильм «Мама», о котором пойдет сегодня речь, не совсем американского производства и все-таки немного о другом. О чем именно, можно узнать на Om1.ru и в кинотеатрах с 7 марта.

«Мама», папа, я. О детях-маугли, неблагополучных семьях и призраках

США, усыновление, дети. Сегодня эти слова, сказанные вместе, у всех на слуху. Не без причины: пояснения тут излишни. Однако новый фильм «Мама», о котором пойдет сегодня речь, не совсем американского производства и все-таки немного о другом. О чем именно, можно узнать на Om1.ru и в кинотеатрах с 7 марта.
«Мама», папа, я. [О детях-маугли, неблагополучных семьях и призраках]
8 марта 2013, 09:00
рецензия

Многие современные кинокритики отмечают, что классический хоррор как жанр постепенно вымирает, уступая место бесполезным, визгливым, излишне кровавым, весьма резким и безвкусным боевичкам на «страшные» темы. Может быть, оно и так. Однако остались еще в киноиндустрии авторы, которые остаются верны классике. И, слава богу, иногда это у них хорошо получается. Иначе и пытаться не стоит.

Новый фильм «Мама», вышедший в прокат вчера, 7 марта, - детище начинающего режиссера Энди Мускетти, ученика и продолжателя идей известного мастера Гильермо дель Торо. Надо сказать, что картина не получила особо восторженных отзывов среди подкованных оценщиков кино. Оно и понятно: фильм неизвестной личности да еще под продакшном растиражированного продюсера - мало чего хорошего можно ожидать. Первый блин, который, как гласит пословица, всегда комом, по идее, нам должны были преподнести как вкусную штучку, скрыв шероховатости работы под блестящей этикеткой бренда. Но, по нашему глубокому убеждению, такой взгляд на вещи - это немного чересчур.

Мускетти-то как раз оказался на удивление самостоятельным и индивидуальным режиссером и сработал очень искренне, явив общественности качественное кино, которое хочется смотреть. К тому же, в одном из своих интервью дель Торо сказал, что фильм Энди снимал сам целиком и полностью. От него лично поступали лишь небольшие советы касательно деталей. Но давайте к делу…

В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

Сюжет «Мамы» достаточно сложен и интересен. В нем сочетаются нотки мистики, ужасов и детектива, которые, гармонируя друг с другом, составляют вполне стройную мелодию. Молодой отец по фамилии Десанж случайно убивает свою жену и вынужден скрываться от полиции вместе с двумя дочерьми - Викторией и Лили (Меган Шарпентье и Изабель Нелисс). Они находят приют в странном заброшенном доме посреди лесной глуши, в котором обитает призрак женщины, неровно дышащей к детям. Отец семейства планирует массовый суицид, но Мама - так называют призрака - избавляет его от ответственности, отправляя женоубийцу на тот свет, а сама остается с девочками, принимая на себя бремя их воспитания.

Спустя пять лет брат-близнец Десанжа Лукас (Николай Костер-Валдау) и его подружка Аннабель (Джессика Честейн) находят девочек и берут их к себе на попечение. За годы жизни в изоляции дети превращаются в «маугли», и их заново приходится социализировать. Но никто и не догадывается, что Мама не готова так просто расстаться со своими новыми детьми. Изучая психику и поведение детей, доктор Дрейфус (Дэниел Кэш) постепенно обнаруживает, что воображаемая мамаша на самом деле реальна и что никто не сможет ей помешать выполнить то, что она - по чистой случайности - не смогла совершить в прошлой жизни.

ТЕХНИКА

Многоплановость истории «Мамы», которая включает в себя сюжетные линии отца Виктории и Лили, самих девочек, жизнь Лукаса и Аннабель, а также отступления от основной канвы, связанные с расследованием доктора, плюс сновидческий мир и жизнь сумасшедшей Мамы, чья неупокоившаяся душа терроризирует героев фильма, - подкрепляется и сильным символическим планом. Режиссер заготовил для зрителя много знаков-намеков, которые не расшифровал, оставив самое интересное на самостоятельную работу.

Технические приемы, использованные режиссером, достойны всяческих похвал. Каждый зритель, который примется за просмотр «Мамы» и досмотрит до конца, отметит, что в этом фильме ужасов абсолютно нет крови и распоротых брюшных полостей. Мускетти унаследовал от своего учителя прием психологического хоррора. В принципе кино составлено из деталей, которые по отдельности совсем не страшны. Но, будучи собраны в единый текст и особым образом скомпонованы и оформлены, они рождают эффект поистине потрясающий. И конечно, чтобы все работало как надо, нужно хорошенько постараться.

Прекрасная система намеков. По сути, весь фильм построен на недомолвках и непонятках, которые зритель сам должен разгадывать (да-да, сводить концы с концами придется самостоятельно). Ключевую роль в успешности такой системы координат сыграли дети - еще один излюбленный элемент Гильермо дель Торо. Именно на этом построены его фильмы «Лабиринт Фавна» и «Приют». Суть в том, что поначалу Мама существует только в детском сознании. Она является Виктории и Лили, приходит играть с ними, но не показывается на глаза взрослым. К тому же картина сделана так, что мы не всегда отличаем появление Мамы от дикарских выходок детей (кстати, Маму целиком мы так и не увидим до кульминации фильма). Зритель принимает одно за другое, а потом - хоп! - обманка, эффект неожиданности. И это страшно. Действительно страшно.

Отметим и работу оператора. Многие сцены выполнены с поистине ювелирной точностью. Каждый кадр, каждая сцена продуманы, все имеет свою смысловую нагрузку и работает на общее впечатление. Так, в фильме умело используются всякого рода отражения, эффекты «бокового зрения», перспективные виды из темных комнат, где на вторых планах всегда происходит что-то важное, на что внимание нужно обратить самому. Особо запоминается сцена, где Аннабель слышит шум в комнате девочек и, думая, что это Виктория и Лили повздорили, идет их утихомиривать. Экран естественным образом делится на две части, в одной из которых - дверной проем, через который видно, как Лили отбирает у кого-то одеяло, а в другой - коридор и Аннабель. Пока Виктория не появляется в коридоре, мы и не подозреваем, что в комнате с Лили находится Мама, и думаем, что все в норме. Когда же мы понимаем, что это не так, наступает шок.

Велика здесь и роль символов, одним из которых стала бабочка-мотылек. По мере того как разворачивается действие, бабочку мы все чаще будем осознавать как признак присутствия или появления Мамы. То, что мы ее не видим, одновременно зная, что она здесь, - еще один хорошо обыгранный прием.

АКТЕРЫ И ГЕРОИ

В качестве исполнителей главных ролей выступили весьма примечательные актеры. Джессика Честейн - интересная и многоплановая актриса, недавно засветившаяся в фильме «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу. Несмотря на возможные опасения, амплуа панк-рокерши Аннабель актрисе очень даже подошло. К тому же, Честейн удалось показать свою героиню в развитии, что удается сегодня далеко не каждому.

Заметно выделяется в новой картине и Николай Костер-Валдау, сыгравший Джейме Ланнистера в сериале «Игра престолов». С ролью заботливого дяди Лукаса актер справился прекрасно, хотя в сознании многих за ним уже и закрепился некий негодяйский флер и склонность к инцесту.

Но самое главное - игра актеров-детей, которые оказались прямо-таки на высоте. Девочки буквально прожили свои роли на съемочной площадке, не оставив зрителю никаких сомнений. И если у 11-летней Меган Шарпентье уже есть опыт съемок в чем-то подобном (юная актриса исполнила роль демоницы Лилит в сериале «Сверхъестественное»), то малышка Изабель попала в кино впервые. А ей, между прочим, досталась одна из самых сложных ролей.

ФИНАЛ

Если кинозрителя не впечатлит все вышеперечисленное, то концовка уж точно не оставит равнодушным даже самого зачерствелого циника. Здесь и напряжение, и ожидание хэппи-энда, и моменты, когда понимаешь, что зло на самом деле не такое злое, каким кажется. Как и подобает продолжателю традиций дель Торо, Энди Мускетти не позволил себе сделать финал однозначным и не оставить на конец самую главную загадку: а что же стало с Лили?..

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНА РЕПЛИКА

Все-таки не перевелись еще в этом мире добросовестные режиссеры, снимающие качественное и неординарное кино, выделяющееся на фоне коммерциализованной шелухи и пропиаренных пустышек. Фильм «Мама» определенно нужно увидеть, даже если достоинств в нем зрители увидят гораздо меньше, чем увидели мы. Посмотреть стоит хотя бы потому, что все-таки проблемы сиротства, бездомных детей и всего с этим связанного - не пустой звук для современного россиянина. Так что если уж остальное не устроит, то проникнуться к судьбе детей-маугли возможность уж точно выдастся.

Текст: Константин Попов

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter