om1.ru
Омерзительная восьмерка: Бешеные псы на Диком Западе В прокат вышел восьмой фильм Квентина Тарантино. Мы сходили на премьеру и оценили, насколько омерзительны персонажи нового вестерна и для чего режиссеру понадобилось три часа экранного времени.

Омерзительная восьмерка: Бешеные псы на Диком Западе

В прокат вышел восьмой фильм Квентина Тарантино. Мы сходили на премьеру и оценили, насколько омерзительны персонажи нового вестерна и для чего режиссеру понадобилось три часа экранного времени.
Омерзительная восьмерка: [Бешеные псы на Диком Западе]
8 января 2016, 18:00
рецензия

Следить за виражами карьеры Квентина Тарантино в последнее время едва ли не интереснее, чем за его сюжетами. Нет, речь о не том, что сценарии мастера недостаточно хороши — они по-прежнему полны остроумия, эпатажных выпадов и фирменных диалогов, встревающих между брутальными разборками плохих парней. Но тарантиновская непредсказуемость давно стала условием любой его работы, поэтому планки ожиданий изначально высоки.

Избалованный зритель ждет, чтобы его удивили, и одновременно сопротивляется этому, пытаясь угадать каждый следующий шаг в замысловатых многоходовках. Сам же режиссер, как всегда, играет по своим правилам. Пока поклонники осторожно перешептываются, мол, исписался, Тарантино с неподражаемой самоиронией возвращается к собственному кинодебюту. «Омерзительная восьмерка» — чуть ли не ремейк «Бешеных псов» в антураже вестерна. И независимо от достоинств фильма, сложно не признать, что такое своеволие — не разменная монета, с помощью которой он занимает заведомо выигрышную позицию.

Технически новый фильм Тарантино является второй частью запланированной трилогии вестернов. Впрочем, слово вестерн в этом случае не более чем условность. Каноны жанра трещали по швам уже в «Джанго освобожденном», когда в центре сюжета оказался темнокожий герой, гарцующий на коне под хип-хоп. «Восьмерка» еще дальше заходит на территорию экспериментов. То, что происходит в придорожной таверне посреди заснеженной степи Вайоминга — психологический триллер, детектив в стиле Агаты Кристи, если бы ее персонажи носили ковбойские шляпы и имели привычку чуть что хвататься за револьвер. События картины буквально отзеркаливают «Джанго». Солнечные прерии рабовладельческого юга сменяются суровыми зимними пейзажами, эпический размах — камерными сценами в замкнутом пространстве. А водораздел между ними — Гражданская война, которая перекочевала с полей сражений в умы и сердца.

Для съемок Тарантино привлек «старую гвардию» актеров: Л. Джексон, Тим Рот, Майкл Мэдсен и Курт Рассел снимались в его ранних фильмах. 

Послевоенный север выглядит довольно мрачно. Парни, которых разбушевавшаяся стихия согнала под одну крышу в галантерейной лавке некой Милли, полностью оправдывают название фильма. Великолепная семерка мерзавцев и одна достопочтенная леди в кандалах должны выяснить отношения, и чем это закончится, нетрудно догадаться — метод старого доброго ультранасилия еще никогда не изменял Тарантино. В двух словах расстановка сил такова: охотник за головами Джон Рут (Курт Рассел) везет преступницу Дейзи Домергу (Дженнифер Джейсон Ли) в городок, где ее ждет виселица. В пути к ним присоединяются еще один «хэдхантер» Маркис Уоррен (Сэмюэль Л. Джексон) и человек, представляющийся новым шерифом города, куда все направляются. В трактире их поджидает еще четверка персонажей: манерный палач (Тим Рот), мексиканец (Демиан Бичир), ковбой (Майкл Мэдсен) и дряхлый генерал-конфедерат (Брюс Дерн). По крайней мере один из постояльцев не тот, за кого себя выдает, да и остальным слишком доверять не приходится.

Композитором стал Эннио Морриконе, писавший музыку для классических вестернов. 

Первая часть трехчасовой ленты — напряженный триллер практически без действия, который открывается потрясающей увертюрой под музыку Эннио Морриконе. Разрекламированный ход режиссера, решившего использовать богом забытый формат 70-милиметровой широкоформатной пленки для создания аутентичного изображения, пригодился главным образом для этих панорамных кадров в самом начале. И Тарантино тут продемонстрировал, что виртуозно справляется с «большим стилем» в духе старых мастеров кино. Впрочем, он не был бы постмодернистом, если бы не скомпиллировал свой медитативный пролог с зубодробительным трэшем во второй половине фильма. Первые сто минут экранного времени посвящены знакомству с героями, психологическим дуэлям и бесконечному трепу, который неизменно балансирует на грани черного юмора и философских сентенций. В то время, когда обычные фильмы движутся к финалу, «Омерзительная восьмерка» только заканчивает прелюдию, чтобы взорвать повествование ожидаемой — но от этого не менее эффектной — вспышкой насилия.

Нервные джентльмены и их яростная дама, совсем не готовая смириться со своей участью, устраивают то, что больше всего напоминает сюжет «Бешеных псов». Истекая кровью, поочередно держа друг друга на мушке, они пытаются выяснить, кто из них «крыса». С той лишь разницей, что выбрать объект для сопереживания зрителю здесь значительно труднее — восьмерка омерзительна до последнего героя. Даже персонаж Л. Джексона, который поначалу подкупает здравомыслием, оказывается не меньшим психопатом. При этом фонтаны крови, взрывающиеся головы и прочее гипертрофированное насилие в финале — это и не спойлер вовсе. Грейндхаусные манеры автора известны всем, кто хоть немного слышал о его творчестве. Поэтому движение сюжета к кровавому безумию предсказуемо и закономерно, а напряжение удерживается выразительными взглядами, недомолвками и детально проработанными связями между персонажами.

Другой вопрос, что кроме этих элементов узнаваемого стиля режиссер ничего не предлагает, а зритель ждет хорошей встряски и разочарован, если впечатление не дотягивает до «Чтива» или тех же «Псов». Тарантино остается верен себе, но не более того. «Восьмерка», как и «Джанго» — признание в любви полузабытому жанру, синефильская и легковесная история, воспроизведенная давно отточенными методами. Но то ли хронометраж оказался избыточным, то ли проявились недостатки монтажа — повествование местами провисает, заставляя поглядывать на часы. Сюжет больше не кажется безупречно спланированным механизмом. Длинноты в некоторой степени скрадываются усилиями актеров, среди которых культовые тарантиновкие герои 90-х и замечательная в роли неукротимой арестантки Дженнифер Джейсон Ли.

В сухом остатке получаем энергичную и оригинальную картину со всеми атрибутами работы мастера. И если при всем этом хотелось большего, то это лишь проблема завышенных ожиданий. Тарантино, беря трехчасовой разбег, с дистанции не сходит и финиширует, хоть и не без промашек, но и не без блеска.

Текст: Екатерина Чаплинская для Om1.ru

Фото: Kinohod.ru

Расписание сеансов на фильм можно посмотреть здесь.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter