Пару лет назад в интернете обсуждали клип на песню группы Biting Elbows, снятый в стилистике шутера. Его автор, музыкант Илья Найшуллер, воплотил казалось лежащую на поверхности идею сделать ролик от первого лица. Это как в знаменитом клипе The Prodigy, только с кровавым квестом по офисным лабиринтам и камерой GoPro. Как ни странно, с тех времен очевидно удачный ракурс почти нигде не фигурировал, так что Найшуллер вышел на практически нетронутое поле. Успех не заставил себя ждать: просмотры набегали со скоростью вирусного видео.
Одним из восторженных зрителей оказался Тимур Бекмамбетов, которого в последнее время интересуют эксперименты с новыми форматами (в прошлом году, например, он выпустил фильм, где действие разворачивается исключительно на экранах компьютеров, а затем решил дожать идею в реалити-шоу с аналогичной концепцией). Продюсерское чутье подсказало, что из этой, по сути, шутки может вырасти более масштабный проект. Музыкант после недолгих колебаний дал согласие и перебрался в режиссерское кресло. Так появился на свет полуторачасовой боевик, снятый глазами каскадера с нацепленной на лоб GoPro.
|
---|
Сюжет фильма донельзя условен. Здесь у него чисто служебная функция соединения разрозненных сцен, представляющих собой прохождение очередной миссии на пути к game over. «Хардкор» стилизован под видеоигру, причем такую, в которой думать и анализировать в общем не требуется, важнее быстро бегать и стрелять по цели. Речь не о том, что сценарий недоработан, просто правила диктует выбранный формат, где ставку делают на неожиданно поданный экшн. А его здесь достаточно, и он разнообразный.
Действие начинается с пробуждения героя, элитного солдата, который вчера был мертв, а сегодня — киборг. Его собирает буквально по частям жена Эстель, загружая в память воспоминания о счастливом браке и опасном противнике — Акане. Тот легок на помине, устраивает вторжение раньше, чем Генри (так зовут киборга) получает речевой модуль. Герой остается безгласным, что еще больше увеличивает сходство с игрой. Зритель должен идентифицировать себя с действующим персонажем, не отвлекаясь на такие пустяки, как разговоры не по делу и рефлексия.
|
---|
Генри получает миссию — ликвидировать Акана. Его играет, кстати, Данила Козловский, сменивший вместе с цветом волос амплуа положительного героя. Здесь он предстает эдаким Франкенштейном с телекинетическими способностями, создающим армию киборгов из оживленных мертвецов. Генри — одно из его инфернальных детищ, которое восстает против создателя. Мятежному полуроботу помогает Джимми (Шарлто Копли), у которого свои счеты с Аканом. Это самый харизматичный персонаж с десятком ипостасей: он бесконечно реинкарнирует и отвечает за весь юмор в фильме. Оба героя пускаются во все тяжкие, расстреливая полчища статистов. Меняются локации, виды оружия, но основным содержанием остается зашкаливающий экшн.
Формат картины больше всего напоминает экранизацию летсплея. У геймеров есть такое развлечение: снимать на видео процесс прохождения игры, обычно с саркастическими комментариями. Ролики набирают на YouTube миллионы просмотров, обзорщики становятся новыми героями интернета. «Хардкор» — по сути, тот же летсплей, активирующий опцию вуайеризма, только без назойливого комментирования. Зритель возмещает свою потребность в адреналине, наблюдая за тем, как кто-то выполняет за него немыслимые в реальности трюки. За эту функцию отвечают, например, боевики с Джейсоном Стэтхэмом, однако фильм Найшуллера выходит на новый уровень: теперь все то же самое, но от первого лица. Поэтому заявки на революционность подхода выглядят немного преждевременными, да и новый ракурс не такой уж новый. Тем не менее новаторство сложно не оценить: авторы не только адаптировали для кино, казалось, чужеродный ему жанр, но и добились отличного эффекта погружения.
|
---|
Вооружившись оптикой Генри, мы бегаем, падаем, теряем заряд батареи, перемещаемся между уровнями, меняя автомат Калашникова на танк и машину на горящий автобус. Непрерывная погоня могла бы утомить, если бы действие не разбавлялось юмором, причем адресованным преимущественно российскому зрителю. Картина, конечно, экспортная, но режиссер не стал играть в Голливуд: при ограниченном бюджете и скромных технических средствах это выглядело бы смешно. К счастью, смешными оказываются сами шутки, а не их авторы. Они понимают, что делают трэш, поэтому выдерживают определенный градус иронии, балансируя на грани боевика и черной комедии. Абсурда добавляют многочисленные камео, понятные лишь россиянам. Например, проанонсированный еще в трейлере выход Шнура с зажатым окровавленными плоскогубцами носом. Понятно, что это «для привлечения внимания», но всем ведь нравится. Обещанный Тим Рот появляется на три секунды (и с ним не связано никакого членовредительства), однако это тоже идет в кассу. Есть и любопытные чисто технические трюки, когда, скажем, на экран проецируется картинка из разбитой оптики героя. Хотя в целом операторские изыски не про «Хардкор»: всю работу делает пресловутая GoPro на голове исполнителя.
|
---|
Были опасения, что прием, удачный для пятиминутного клипа, не сработает в полном метре, однако они не оправдались. Боевик не сдает в бодрости практически весь хронометраж. Существенно освежают его российские реалии, случайно попадающие в кадр. При этом фильм не замыкается на «русской» теме и не копирует реальность (тем более не рефлексирует ее). Он говорит на одном языке с интернет-аудиторией, для которой бабушки в переходе и шутки про черных суть вещи одного порядка. Он интернациональный и национальный настолько, насколько это смешивается в нашей повседневности. Немного детский по содержанию, «Хардкор» подкупает одновременно наивностью и дерзостью — эдакий самоуверенный подросток, рвущийся в бой с Голливудом. И нужно признать, прецедент для русского кино вполне успешный.
Текст: Екатерина Чаплинская специально для Om1.ru
Фото: kinohod.ru
|
---|