om1.ru
«Гостья» vs. «хостесс»: не мытьём, так катаньем Есть ли предел человеческому воображению? Ответ на этот вопрос вы узнаете, посмотрев фильм «Гостья», премьера которого состоялась в омских кинотеатрах 28 марта. Наверное, все-таки нет!.. Или есть?

«Гостья» vs. «хостесс»: не мытьём, так катаньем

Есть ли предел человеческому воображению? Ответ на этот вопрос вы узнаете, посмотрев фильм «Гостья», премьера которого состоялась в омских кинотеатрах 28 марта. Наверное, все-таки нет!.. Или есть?
«Гостья» vs. «хостесс»: [не мытьём, так катаньем]
30 марта 2013, 10:18
рецензия

Гхм!.. Рецензент вынужден извиниться за столь открытый всплеск эмоций, но сути дела это все равно не меняет. Когда же в нашем (читай «их») кинематографе уже придумают и снимут что-нибудь новое, хорошее, вечное? Когда увидим мы нечто и скажем «Уахх!..» со спертым в зобу дыханьем?

К сожалению, над всей голливудской киноиндустрией сегодня нависли жестокие и безжалостные «сумерки», и пока ждешь просвета, можно и с ума сойти. Этот-то как раз просвет виделся рецензенту в новом кино под названием «Гостья» режиссера Эндрю Николла, главную роль в котором сыграла молодая и обаятельная, а плюс ко всему еще и оскароносная, Сирша Ронан. Признаться честно, это первый фильм, по поводу которого рецензент впервые в своей жизни не знал, что сказать. И ему стыдно за это. Стыдно, потому что шикарный трейлер к картине оказался искусно расставленными сетями, в которые он так глупо попался да еще и других с собой утащил.

ИДЕЯ И СЮЖЕТ

Итак, «Гостья»... Кино... Смотрится... Жуется... И хочется вопреки всей своей язвительной природе найти в нем что-то позитивное. Но почему-то так получается, что даже если это позитивное и находится (где-то очень в глубине души), то все то, что с ней связано, и все то, что за ней стоит, рубят позитив на корню, сводят на нет, не оставляют просто камня на камне. И первой в этом списке уничтожителей стоит, конечно, создательница - небезызвестная Стефани Майер.

«Гостья» была написана госпожой Майер в пылу горячки, когда буйные американские тинэйджерки пубертатного возраста молили писательницу поднатужиться и продолжить писать «Сумерки», заваливая ее письмами и имэйлами. Тогда писательница сказала свое веское «Все!» и распрощалась с Джейкобом, Эдвардом, Беллой и прочими героями вампирской саги. 

Принялась за совершенно новую историю. Планету Земля наводнили пришельцы из далекой галактики, которые живут в организме человека, порабощая его волю и постепенно замещая душу человека в его теле своей собственной. Настоящих людей остались считанные единицы, и среди них главная героиня - Мелани Страйдер. Живется сопротивленцам несладко: еды нет, лекарств нет, жить спокойно им не дают, устраивая постоянные облавы, и они вынуждены делать тайные вылазки в магазины, воровать продукты, скрываться в пустынях, и в общем полный коллапс. Тем временем пришельцы поставили планету на ноги, очистили экологию, придумали панацею от всех болезней - возродили, так сказать, жизнь на Земле, которую человек так идиотически испоганил.

И вот Мелани, защищая своего маленького брата Джейми (Чандлер Кентербери) во время одной из вылазок, попадается. Выхода нет. Она пытается себя убить, только чтобы не быть порабощенной (кодекс, который, как вы заметите, действует среди всех оставшихся людей), но - поломанная и увечная - выживает. А в тело к ней подселяют пришельца - Странницу, которая должна изучить воспоминания своей хозяйки и выдать местонахождение людей.

Идея, прямо скажем, интересная. Не новая, но стоящая. К тому же игра на смыслах «гостья - заложница - хозяйка», модель, на которой раскручен сюжет, - интересное писательское изобретение. (Хотя американский зритель, наверное, понял это лучше: там триколор «guest - hostage - hostess» прочитывается лучше благодаря взаимному созвучию его цветов.) Но... Но?.. Но!

МАЛЕНЬКОЕ "НО"

На этом история заканчивается и начинается извечный комплекс Стефани. А вместе с ним - да здравствуют «Сумерки»! И снова перед нами во всех смыслах инопланетная «Белла» - Странница-Анни (Сирша Ронан), в которой противоборствуют две личности. Снова перед нами красавчик «Эдвард» по имени Джаред (Макс Айронс), его не менее симпатичный противник «Джейкоб»-Йэн (Джейк Эйбел), которому никак не удается оценить всех прелестей взаимоотношений с девушкой. Снова злобные охотники «Вольтури», которых здесь олицетворяет почти вся инопланетная Америка во главе с Искательницей (Дайан Крюгер). А также никакое развитие событий, конфликт из ничего, выдуманный на пустом месте, гениальные диалоги типа «Мне так нравится, когда ты ко мне прикасашься. - Нет, спи! - Я хочу, чтобы ты продолжал», сны друг о друге и другие знакомые фишечки. Но и это еще не все.

Раз уж мы все-таки кино оцениваем, нельзя не упомянуть о немереном количестве экранных ляпов, от которых прямо рябит в глазах. Среди них, в частности, чудесное спасение героини (сначала после падения на твердый гранит с шестьдесят-последнего этажа, а потом после красочной автокатастрофы), несколькодневное пешеходное путешествие по невадской пустыне с поллитровкой водички в руках, крайне неестественные декорации жерла вулкана, где обосновались повстанцы (и кстати, напомните уж рецензенту, есть ли в Гранд Каньоне вулканы вообще?). Также интересно отметить, что пещерная тюрьма, где люди содержат Странницу, почему-то даже дверей не имеет, не то что решетки или еще чего-нибудь. Вот это сила американского «траста»!

Не оставим в стороне и неустойчивую систему ценностей героев. То они хотят убить пришельца, засевшего в теле их любимой Мелани, то хотят с ней целоваться, то тут же пытаются топить... Ну и самое любимое - это, конечно, магазин под названием «Магазин» («Store»), из которого мятежники воруют еду каждую божью ночь.

И вот таким вот образом - не мытьем, так катаньем - мы вернулись к тому, к чему вернулись. Чует сердце рецензента, что у нас есть новый фаворит на будущей «Золотой малине».

СИРША РОНАН НЕ СПАСЛА

Жалко вот только, что Сирша Ронан незаслуженно пострадала, снявшись в «Гостье». Кто бы что ни говорил, девушка в плане актерства очень даже талантлива. Об этом некрасноречиво говорит и «Оскар», который она получила за роль маленькой Брайони Толлис в «Искуплении» Джо Райта. Надеемся, что свою роль Мелани-Странницы Сирша просто забудет, как страшный сон, и в следующий раз мы увидим ее только в чем-нибудь первоклассном, где актрисе дадут раскрыться по полной.

Остальные актеры, как ни странно, оказались в «Гостье» вполне к месту. И Макс Айронс, и глуповатый на вид и на ум Джейк Эйбел, которому и персонаж достался тормозящий изрядно, и даже Уильям Хёрт (дядя Джеб), которому весь фильм приходилось сыпать перлами а ля Патрик из мультика про Губку Боба. 

Интересно, кстати, что большая часть мужских персонажей фильма и книги названа именами на «Дж». Не уж-то и это из фантазий госпожи Майер перекочевало? Если да, то права была подруга рецензента, сказав после просмотра абсолютно оправданную фразу: «Да, гештальт закрыла Стефани».

ФАНФАРЫ

Ну и что же делать со всей этой бедой? Ведь Николл - режиссер знаменитой «Гаттаки», а допустил такой провал…

А, наверное, ничего уже и не поделаешь. Скажем лишь, что во время просмотра фильма «Гостья» ощущаешь себя очень далеко от своей тарелки. И что уж вообще ни в какие ворота не лезет, так это то, что действительно хочется смеяться. Ну вот хочется, и все! 

Многие зрители в кинозале не смогли высидеть до конца сеанса: встали и ушли. И рецензенту, очень болезненно относящемуся к такому поведению людей при восприятии продукта, над которым трудился не один человек, было крайне неловко это видеть. 

Рецензент посмотрел кино до конца... Посмотрел. Но больше не будет.

Текст: Константин Попов

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter