На большой экран вышел новый фильм Джозефа Косински — «Обливион», с Томом Крузом в главной роли. Что режиссер, что актер имеют в своем арсенале как блестящие, так и откровенно неудачные работы — что же нам готовит данный дуэт на зыбком фантастическом поле?
Честно говоря, фильм затягивает с первых кадров. Синяя, пустая планета, изумительные пустые виды. Тягучая музыка здорово напоминает «Блейдранер», а сюжет — рассказы Рея Брэдбери. Голос героя Тома Круза кратко рассказывает вам содержание «первых десяти серий», мол, прилетели пришельцы, взорвали Луну, из-за чего на Земле начали бушевать цунами и природные катаклизмы. В конце концов пришельцы высадились на планете самолично и вступили в войну с землянами. Земляне ресчехлили ядерное оружие, чем окончательно угробили свою зеленую планету.
Несмотря на победу они были вынуждены покинуть родину ради жизни в стерильной, безопасной колонии. Однако колонии нужны запасы воды и ресурсов. Экипаж из двух человек направлен на Землю в составе огромных махин, вытягивающих из земли воду, в качестве обслуживающе-ремонтного персонала. Периодически им мешают оставшиеся на земле пришельцы — с дыханием Дарта Вейдера, однако и они не могут поставить миссию под угрозу.
Английское слово «oblivion» переводится как «забвение». И это слово, как и каждая картинка, взгляд, жест в фильме, не случайны.
Герой Тома Круза — Джек, астронавт с накаченными, как банки для колы, бицепсами, все время видит романтичные сны о прошлом, в котором никогда не мог жить. Он четко помнит, как гулял по улицам, как улыбался прекрасной, единственной на свете девушке, как показывал ей Нью-Йорк с высоты птичьего полета. Но каждое утро он вынужден просыпаться «в раю» с другой девушкой по имени Вика. Они напарники, и каждое утро Вика докладывает в центр, что их команда «по-прежнему эффективна».
Домик для астронавта — чудо современной техники, стоит в облаках и так и называется «раем». Пара спит вместе, ужинает при свечах, плавает в бассейне в свободное от работы время. Но Вика отличается чувствительностью и интеллектуальной проницательностью биоробота. Подаренные вдумчиво-романтичным Джеком цветы она выбрасывает в окно. Богатый внутренний мир напарника ее не слишком интересует — скучная Вика во всем неукоснительно следует правилам и постановлениям.
Джек — тот самый, редко встречающийся тип романтика. Его больше увлекает стадион, где в 2017 году случился последний матч на земле, или красивые поляны в горах. Возможность покататься по пустой, выжженной земле на мотоцикле. Найти какое-нибудь «старье».
На пустой земле, вдали от красивого, но такого грустного рая, он построил собственную хижину, где при помощи старого генератора и проигрывателя слушал Led Zeppelin и задумчиво лежал на берегу озера, читал стихи — последний человек на земле, мечтающий никогда не уезжать.
Все дело в том, что для миссии героям ампутировали память, и они не помнят ничего, что могло бы связать их с прошлым. Засыпая на берегу озера, Джек снова и снова видит во снах незнакомку из своего прошлого.
Однажды с неба падает капсула со спящими людьми. Это корабль землян, логика прибытия которого не укладывается в принятую Джеком картину мира. Среди спящих тел он находит женщину мечты. Джек привозит свою Юлю в рай, где Вика и Юля узнают друг друга. Похоже, герой Круза единственный, кто не понимает, в чем тут дело. В конце концов он отправляется к земным пришельцам, чтобы разобраться в происходящем.
В результате совершенно простая на первый взгляд фабула с минимальным количеством героев вдруг оборачивается этаким «Солярисом», где враги становятся друзьями, а канва сюжета закручивается так лихо, что ошарашенный зритель едва успевает вникать. Соответственно, нет смысла рассказывать ее, дабы не лишить вас, дорогие читатели, законного удовольствия.
Несколько слов об актерской игре. Я однозначно не принадлежу к числу любителей актерского таланта Круза, поэтому взгляд мой предвзят, и отнюдь не в позитивном ключе. Однако здесь он — другой. Нет этих колючих глаз, некоторого снобизма, пафоса, обычно присущего его героям. Несмотря на явную рекламу знаменитого шампуня от перхоти в кадрах с душевой кабиной, ему поневоле начинаешь симпатизировать. Его роль несколько схожа с ролью Престона, блестяще исполненной Кристианом Бейлом в «Эквилибриуме» и Нео — в «Матрице», тем паче что сюжет способствует.
Так же отлично выглядит еще один голливудский волк — Морган Фримен. Его герой, как обычно, многогранен, ироничен и непредсказуем.
Из недочетов стоит отметить некоторую скомканность сюжетной линии, пропуск деталей, знание которых позволило бы нам вникнуть в некоторые поступки героев. Возможно, это компенсирует и режиссерская версия.
Безусловной десятки в фильме заслуживает графическая составляющая. Здесь нет того, что обычно именуют «понтом ради понта» — нет и ненормально кислотных широких планов. Цвета в картине мягкие, преимущественно глубокие синие и зеленоватые, а умная камера дозирует ракурсы в нужном объеме. Несмотря на это фильм не выглядит скучным или неестественным.
Внимательный зритель найдет в видеоряде красивую отсылку к «Звездным войнам» и многим другим шедеврами мировой киноклассики.
В том числе из-за графического воплощения фильм может понравиться интеллектуальным подросткам, но дети младшего школьного возраста будут на нем откровенно скучать — не проникнутся.
Музыка заслуживает отдельного жирного плюса. Здесь и «A Whiter Shade of Pale» от Procol Harum, и удивительный звуковой ряд, который, как хорошая заправка к салату, придает всему фильму особое послевкусие и достаточно нетипично расставляет смысловые акценты в разных сценах.
Вердикт Портала 66.ru: фильм к просмотру пригоден, более того, после фильма возникает желание пересмотреть его еще разок, более вдумчиво.
Благодарим кинотеатр «Титаник Синема» за приглашение на премьерный показ и напоминаем: расписание сеансов вы найдете в разделе «Афиша» на Портале 66.ru.