Ночная Пушкинка
Главной темой «Ночи искусств» в библиотеке им. Пушкина стало кино — в честь Года российского кинематографа, разумеется. Его было в избытке уже на входе. Фильмы и видеопрезентации транслировались на всех возможных экранах в холле и читальных залах, в коридорах развернулись книжные выставки о кино, посетители подключались к киновикторинам, угадывая кадры и мелодии из экранизаций. В холле работал «Музыкальный балкон», в котором можно было прослушать в наушниках популярные саундтреки на виниле.
За вечер в общей сложности прошло около полутора десятков кинопоказов: юбилейный фильм к 300-летию города «Омск. Третья столица», документалка лаборатории тележурналистики ОмГУ о Любови Ермолаевой, классика раннего советского кино, фильмы на немецком языке, экранизации Гоголя и Чехова.
Не слишком многочисленная публика разбрелась по ночным пустынным залам библиотеки, осматривая стенды с книжными и художественными выставками. Некоторые по случаю проявляли интерес к картотеке.
Среди посетителей было довольно много молодежи. Группа семиклассников, Игорь и две Насти, рассказали нам, что в Пушкинскую библиотеку обычно не ходят — обходится без этого.
— Такое большое здание и так пусто, очень много карточек, — удивилась одна из Насть.
Школьница спросила, где книги: то, что их приходится заказывать в книгохранилище, оказалось для детей неожиданностью.
— В Омске мало мероприятий, к тому же каникулы — почему бы нет? Мы уже сходили в театры, музеи, и конечный пункт — библиотека, — рассказал о своем маршруте Игорь.
Закулисье Музтеатра
В Музыкальном театре «Ночь искусств» стартовала после балета «Шинель». Зрители смогли пообщаться с исполнителями главных ролей, а затем разбрелись по мастер-классам и экскурсиям. Нина Маляренко, номинированная, кстати, на премию «Народный герой», учила гостей балетному искусству. Еще один мастер-класс был посвящен урокам вокала от заслуженной артистки России Ирины Трусовой. Прима оперной труппы рассказывала собравшимся в зале об особенностях своей профессии.
Оркестр, солисты и хор в начале вечера представили программу разнообразных жанров — оперы, оперетты, мюзикла. Периодически посетителей отправляли на экскурсии по закулисью Музтеатра. Можно было увидеть гримерки, репетиционные помещения — все то, скрытое от зрительских глаз, чем на самом деле живет театр.
Экскурсии отправлялись и в театральный музей, где выставлены сценические костюмы — от бальных платьев, балетных пачек до облачения Ивана Грозного с Шапкой Мономаха. На входе все внимание завоевал манекен в удивительном платье то ли Снегурочки, то ли Снежной королевы. В действительности это костюм Марьи Николаевны Полозовой из оперы-балета «Вешние воды» по повести Тургенева в постановке 1994 года.
Рядом манекен царского офицера — костюм барона Донгофа из той же постановки.
В музее собрана вся история Музтеатра, которому исполняется 30 лет. Фотографии, старые афиши, макеты декораций к спектаклям, музыкальные инструменты и пианино в углу, выполняющее, правда, чисто декоративную функцию.
Зрителям после содержательной части экскурсии разрешили примерить кое-что из экспонатов — дамские шляпки, гусарский кивер и ту же Шапку Мономаха. Наступила пятиминутка селфи.
#СнимаетсяКино в «Либеров-центре»
Для «Ночи искусств» музей «Либеров-центр» объединил усилия с театром «Галерка». Ее провели под девизом-хэштегом #СнимаетсяКино, тоже сделав темой вечера Год российского кинематографа. Особняк Кабалкиных, в котором располагается музей, превратился в импровизированную съемочную площадку. В пяти «павильонах» проходили мастер-классы для художников-постановщиков, декораторов, монтажеров.
Начинающим декораторам предлагали, например, составить собственный натюрморт и сфотографировать его для инстаграма. Можно было поучаствовать в оформлении декораций, пройти кинопробы, попробовать силы в монтаже. Для особо кропотливых и никуда не спешащих был огромный кроссворд на тему кино. Для тех, кому не хватило терпения, — более короткие киновикторины. Один из павильонов стал площадкой для «съемок» фильма «Белое солнце пустыни» — участники подбирали к нему подобающие декорации.
Один из «поздних» гостей, студент омского вуза Иван, рассказал, что заглянул в «Либеров-центр» впервые: именно чтобы познакомиться с ним. И задержался до закрытия.
— Мы тут в первый раз, выбрали музей, в котором раньше не были. Тут довольно приятные выставки, отзывчивые люди работают. Конкурсы тоже интересные, особенно по фильмам. Было приятно.
«Либеров-центр» часто обходят вниманием, и довольно незаслуженно. Тут проходят интересные живые программы, рассчитанные на современного образованного зрителя, в том числе встречи киноклуба «Фликер» и авторский лекторий Екатерины Барановской. В этот раз была представлена программа «Дворжецкие». Досматривать документальный фильм с логотипом канала «Культура» остались только сотрудники музея. Также прошла встреча с актерами и худруком «Галерки» Владимиром Витько.
Драмтеатр, каким вы его еще не видели
У Драмтеатра оказалась одна из самых поздних программ. В то время как другие театры и музеи уже закрывались, он только запустил «Ночь искусств». Тот редкий случай, когда название мероприятия себя оправдало. «Ночь» началась сразу после спектакля «Искупление», в 22:00.
Впечатление едва не испортил небольшой инцидент на входе: группу опоздавших на 10 минут зрителей в довольно невежливой форме отказался впускать принципиальный охранник. Правда, через 10 минут препираний он все же сдался и любезно уделил минуту, чтобы связаться по телефону с экскурсоводом и разрешить недоразумение.
Первой частью программы стала блиц-встреча с актерами Драмы Михаилом Окуневым и Владиславом Пузырниковым, исполнителями ролей в «Искуплении». Зрители забрасывали их вопросами о самом спектакле, об актерских суевериях и театральных традициях.
— Традиций в театре много, и они все складываются из отношения людей. К примеру, нельзя зайти на сцену в обуви, в которой вы ходите на улице, нельзя трогать кулисы во время спектакля, нельзя заходить на сцену через зрительный зал. Много-много таких вещей, которые складываются из уважения к театру, — рассказал актер.
Самых пытливых зрителей в конце наградили афишами с автографами артистов.
Поклонники в погоне за автографом создали небольшую очередь, просили расписаться на программках и денежных купюрах. Актеров еще долго не отпускали после того, как встреча формально завершилась. В буфете, где она проходила, было не протолкнуться.
Второй частью стала экскурсия по закулисью Драмы. Театр предстал таким, каков он есть и каким его никогда не видит зритель: с забитыми реквизитом подвалами, развешанными в коридорах костюмами — непарадный, ненарядный, но живой.
Зрители побывали на сцене, за сценой и под сценой, заглянули в самые укромные уголки. Посмотрели на зал со сцены и побродили среди декораций, в которых только что проходил спектакль.