60 против 80-ти
Основанием для внесения инициативы, по сути, стало то, что вместо разрешенных 60 км/час фактически автомобилисты едут со скоростью 80 км/час, что в среднем на 14 метров увеличивает тормозной путь. Причем за это водители никак не наказываются, поскольку допустимый нештрафуемый предел превышения скорости как раз составляет разницу — 20 км/час.
— По прогнозам, в 2017 году
автомобили убьют около миллиона людей. Многие населенные пункты в России уже обсуждают эту тему. Скорость является тем фактором, который поддается регулировке. Если уменьшить скорость, тяжесть последствий значительно меньше. В 2013 году предел штрафуемости нарушений был отменен. Правильно, что нужно рассмотреть его возврат. В большинстве государств скорость ограничена законодательно до 40–50 км/час. В российских городах она фактически до 80 доходит.
Юрий Рябоконь, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» СибАДИ
Через федеральные органы власти провести инициативу не получилось, как убедились местные чиновники, поэтому решили действовать самостоятельно. Она сводится к двум положениям. Во-первых, планируется уменьшить нештрафуемый предел до 10 км/час. Во-вторых, на отдельных участках городской дорожной сети снизить максимальную скорость до 40–50 км/час.
Таких участков — очагов аварийности — отобрано 65. По крайне мере, на перспективу. В действительности же введение ограничения в конкретном месте будет основываться на научно-исследовательском обосновании, проведении конкурса на разработку конкретного проекта, а затем будет проводиться закупка необходимых дорожных знаков. Это время и деньги. Поэтому на ближайший, 2017, год власти планируют покрыть около 20 очагов.
— Снижение фактической скорости движения — существенный фактор предотвращения ДТП. По итогам 2016 года мы работаем над 65 участками. Анализируем виды происшествий, время их возникновения, причины. На программу, которая позволяет выполнять математическое моделирование, нужно около полумиллиона. За 2017 год все очаги аварийности мы не покроем. Есть определенные ограничения по финансированию мероприятий по безопасности в Омске. Думаю, что на 20 участках в этом году мы введем ограничение, если будет в этом необходимость. Может, достаточно будет только установить ограждение для пешеходов. Надо реагировать не только на водителей, но и на пешеходов. Задача не в том, чтобы ограничить скорость, а обеспечить безопасность дорожного движения.
Вадим Кормилец, заместитель директора департамента транспорта
Добавим, в той же мере за свою безопасность на дорогах ответственны и горожане. Не везде для них разрешен переход по проезжей части (например, у магазина «Березка» по проспекту Маркса, хотя горожане упорно игнорируют нововведение), не всегда смотрят по сторонам перед тем, как выйти на дорогу. Отмечается, что мало в каких городах автомобилисты так бережно относятся к пешеходам, как в Омске. Здесь пешеходы ходят «как воробьи непуганые» и выскакивают на дорогу из-за транспорта, придорожных объектов, сугробов (в этой части, кстати, ответственность также ложится на дорожников, которые должны чистить магистрали от снега).
— Не всегда скорость виной. Это необязательно должны быть запретительные меры. Согласен, есть аварийные участки, но только ограничить скорость неправильно. Это и качество покрытия, качество очистки, разметки, ограждения. На Маркса у «Березки» убрали пешеходный переход, а люди все равно там идут, лезут через ограждения, подвергая и себя, и водителя опасности. Я бы не ограничивался только снижением скорости и нештрафуемого предела. Я готов ездить 30 км/час, но чтобы эта скорость была постоянной. А мы ездим от 0 до 40, а где можем, разгоняемся. Нужно ещё проводить совместные мероприятия с полицией, устанавливать ограждения на опасных участках, где пешеход не должен выходить на дорогу, и неважно, тяжело ли ему с коляской объезжать, речь о безопасности.
Алексей Каршев, представитель общественной организации автолюбителей «Клуб «ПравОмск»
А пешеходы, видимо, полагают, что у них девять жизней, как нередко шутят водители. И лучше доказать свою правоту, нежели избежать аварии.
Без ремонта было лучше
Сопутствующим фактором возникновения ДТП нередко становится неудовлетворительное состояние проезжей части. Как ни странно, специалисты пришли к неожиданному выводу: как показала статистика, до того как Омск накрыло двумя волнами ремонта, водители ездили осторожнее, объезжая все ямы и колдобины, а на ровной дороге любят полихачить. О второй стороне медали предупреждали еще до окончания всех ремонтных работ. В ближайшие несколько лет власти намерено сохранить высокие темпы ремонта, и это подтолкнуло дептранс к скорой разработке инициативы.
— Может, то, что я скажу, не слишком хорошо для администрации, но в 2016 году Омск был в дорожной разрухе. Началось все осенью, затем таяние снега. Однако в апреле зафиксировано снижение аварийности на 20%. Чем хуже условия, тем меньше аварийность. Это констатация. Чем ниже скорость, тем ниже тяжесть последствий ДТП. Лето-осень показали, что был проведен масштабный ремонт. В 2017 году и далее ожидается по миллиарду на продолжение ремонта. Это стало последней каплей, чтобы двигаться с инициативой. В ближайшие два года дорожные условия будут улучшаться, поэтому нельзя сидеть сложа руки. Конечно, на хорошей дороге надо иметь мужество, чтобы ехать 60 км/час, когда она просит 80. Но мы должны успокоить поток. Сократить разность скоростей отдельных автомобилей. Это позволит стабилизировать скорость потока. При скорости наезда 50 км/час погибает 40% пострадавших, при скорости 70 — уже 80%.
Вадим Кормилец, заместитель директора департамента транспорта
Встанет ли из-за этого город
Когда в конце прошлого года мэрия известила о планах начать работу по снижению скорости в городе, часть омичей в первую очередь подумала об увеличении количества заторов. Город и без того регулярно в часы пик стоит в пробках, а новые меры, как уверены многие, сделают только хуже. В департаменте рассматривают и эту проблему.
— Почему падает пропускная способность — потому что водитель вынужден выдерживать большую дистанцию перед собой для обеспечения безопасности. Опытные водители условно знают: с какой скоростью едешь, столько впереди метров должно быть свободной дороги, чтобы успеть остановиться. Эта позиция не совсем правильная с научной точки зрения, но тем не менее она дает понимание: как может быть пропускная способность на скорости 100 км/час с такой дистанцией выше, чем пропускная способность на скорости 40 км/час, когда плотность потока увеличивается, поэтому и интенсивность выше. Однозначно нельзя сказать, хуже или лучше будет. В некоторых позициях увеличение скорости движения способствует увеличению пропускной способности, и эти мероприятия как раз предусматриваются в зависимости от того, какие дорожные условия на конкретном участке, сколько транспорта. Определяется скорость движения, чтобы увеличить количество транспорта в единицу времени через этот срез. Чем плотнее поток, тем лучше для него двигаться с одной скоростью, чтобы была однородность и упорядоченность без перестроений.
Вадим Кормилец, заместитель директора департамента транспорта
Представитель департамента подчеркнул, задача не в том, чтобы ограничить скорость, а обеспечить безопасность дорожного движения.
Первые результаты
В конце декабря 2016 года из-за участившихся аварий, в том числе с выездом на встречную полосу, что является самым опасным видом столкновения, на участке Красноярского тракта в районе кафе «Ором» было введено ограничение скорости до 40 км/час. Новыми мерами специалисты довольны: с тех пор там не зафиксировано ни одного ДТП с пострадавшими. При этом было установлено, что причиной происшествий была заниженная обочина. Когда состояние трассы приведут в порядок, ограничение смогут снять.
Однако всего, по подсчетам СибАДИ, в городе около сотни улиц, где регулярно из года в год происходит по 20–250 аварий, что составляет 40–45% всех ДТП в Омске. Это, например, Маркса, Герцена, 10 лет Октября. Одной из причин называется большое количество пешеходных переходов: они могут быть незаметны для водителей, а скорость движения высокая, и в результате ни пешеход, ни водитель не успевает среагировать. В связи с этим специалисты считают правильным ограничить скорость на таких участках.
— Надеяться, что правительство РФ примет снижение скорости, — маловероятно, этого жать бесполезно. Что можно сделать в Омске. Первое — купить пару тысяч знаков, но деньги нужны. Второе — инвентаризация пешеходных переходов хотя бы на самых аварийных улицах, которые мы монитором уже много лет. Граждане будут сопротивляться любому изменению того, к чему они привыкли. Практика показывает, многие игнорируют знак снижения скорости. Надо подходить комплексно, привлекать ГАИ, видеофиксацию. Население надо убедить. Это не запрет, это благо для спасения людей.
Юрий Рябоконь, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» СибАДИ