В 2017 году благодаря специальной аппаратуре было выявлено более 700 тысяч нарушений ПДД — это на 90 процентов больше, чем в 2016-м. Соответственно, увеличилось и количество штрафов, которые выплачивают автомобилисты. В связи с этим все активнее начали обсуждаться вопросы: камеры на дорогах — безопасность это или поборы? Кто отвечает за их размещение? И всегда ли это законно?
Андрей Миллер, начальник отдела ГИБДД по Омску:
— Мы определяем только аварийные участки, где могут стоять такие камеры. Сейчас в Омске 81 место концентрации ДТП, где возможно разметить комплексы фиксации. Но одну передвижную камеру за сутки можно установить сразу в нескольких местах: до обеда в одном, после обеда — в другом. Разрешение на установку дает главное управление региональной безопасности. Информацию обрабатывает центр фотофиксации полиции УМВД с помощью специальных программ. По нашим данным, количество нарушений в тех местах, где установлены такие комплексы, существенно сократилось.
Имеющиеся камеры фиксации исправно пополняют местный бюджет. Но, чтобы устанавливать новые, нужны деньги. Во многих регионах чиновники для этих целей привлекают к работе коммерсантов. Предприниматели устанавливают оборудование за свой счет и с каждого выписанного штрафа получают определенную сумму. В Омске пока все проходит через систему госконтрактов, уверили нас в Главном управлении региональной безопасности Омской области.
Сергей Махорин, начальник отдела Главного управления региональной безопасности Омской области:
— Штрафы выписывает ГИБДД, они идут в разные типы бюджетов — городской или областной. Да, сейчас и стационарные, и передвижные камеры могут устанавливать как организации, так и индивидуальные предприниматели — никаких ограничений в законодательстве на этот счет нет. Но, чтобы извлекать из этого прибыть, нужно участвовать в госпрограммах. Например, «Ростелеком» сейчас ставит комплексы по программе «Безопасный город». Есть вариант, когда организациям выделяются деньги из бюджета на субсидирование работ, связанных с общественной безопасностью. В других регионах есть варианты государственно-частного партнерства. Но мы работаем исключительно через систему госконтрактов. Поэтому в первую очередь здесь нужно говорить именно о безопасности. Сейчас в Омске работает 62 стационарных комплекса, которые фиксируют скоростной режим, проезд на красный свет и выезд за стоп-линию. В ближайшее время будет установлено еще 58 камер, которые смогут отслеживать и другие виды нарушений. Увеличится и количество передвижных пунктов видеофиксации, но сколько их будет, сказать пока не могу.
Итак, на на начало 2018 года функционирует 68 стационарных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, из них:
— 6 комплексов Омской области:
62 комплекса, введенные в эксплуатацию ПАО «Ростелеком»:
В 2018 году в рамках реализации 2-го этапа государственного контракта планируется установить и ввести в эксплуатацию 58 стационарных комплексов ФВФ:
Сами автомобилисты, конечно, недовольны таким количеством камер.
Степан Ермола, председатель совета Фонда защиты автомобилистов:
— Ситуация двоякая: с одной стороны, это может увеличить безопасность на дорогах, с другой — это способ собрать дополнительные деньги в бюджет. В целом мое отношение к большому количеству камер негативное. Рядом с ними часто нет знаков, оповещающих об их наличии, а это уже вторжение в личную жизнь. Считаю, что в этом вопросе должны быть исполнены все законодательные нормы и соблюдены права водителей.
Пока едиственный законный способ борьбы с постоянным увеличением тотального контроля — ездить строго по правилам. Нет штрафов — нет доходов, а значит и нет необходимости устанавливать новые камеры.
Материал предоставлен газетой «Ва-банкЪ».