На прошедшей неделе в Международный день качества на одной из Левобережных АЗС работала сертифицированная мобильная лаборатория «Газпром нефти», где все желающие могли проверить топливо. Журналисты и представители крупных автомобильных компаний привезли свои пробы, чтобы узнать, насколько качественное горючее они заливают в свои автомобили. Проверки проходили вслепую — участники не называли производителя топлива. Время проверки одной пробы — 15 минут.
|
---|
Представители дилерского центра «Евросибтрак» |
Пока участники проверки ожидали результатов, сотрудники лаборатории, СТО и дилерских центров рассказывали о том, как качество топлива и октановое число влияют на работу автомобиля.
|
---|
Цвет может быть разный |
На вкус и цвет
Мы привыкли к желтому или лимонному цвету бензина, но, как оказалось, встречается и голубой, и зеленый, и розовый — некоторые производители специально подкрашивают свою продукцию как некую визитную карточку. Цвет топлива не регламентируется, так же, как и запах. Визуально определить качество все же можно: образец должен быть прозрачным, без посторонних примесей. Как рассказала руководитель передвижной лаборатории Зинаида Булатова, появление в бензине хлопьев и осадка может быть связано с забитыми топливными фильтрами — например, при несоблюдении условий техобслуживания автомобиля.
|
---|
Передача проб |
Зинаида Булатова:
— Допустим, машина не новая, ее владелец давно не менял топливный фильтр и всегда пользовался 92-м, а затем резко перешел на бензин с высокой моющей способностью. В этом случае вполне естественно, что смытые отложения начнут активно оседать на фильтрах. Поэтому переходить на топливо с улучшенными характеристиками нужно постепенно, сопровождая переход своевременным ТО.
|
---|
Первые результаты проверки |
Присадка присадке рознь
Присадки, как оказалось, тоже бывают разными. Автолюбители уже давно привыкли к тому, что в линейке крупных нефтяных компаний в дополнение стандартным есть так называемые улучшенные топлива — с дополнительными характеристиками. Их получают при добавлении комплексных присадок. В зависимости от состава присадок у такого топлива может быть более ярко выражен тот или иной эффект: дополнительная мощность, снижение расхода, повышение ресурса двигателя. Чем дольше автомобилист использует премиальное топливо, тем заметнее эффект.
Использование такого топлива в новом двигателе позволяет поддерживать его в исходном состоянии, сохраняя первоначальный уровень мощности и динамики. Длительное применение при заправке «возрастного» автомобиля позволяет мягко очистить топливную систему от нагара, нормализовать режим впрыска и сгорания топлива, а в некоторых случаях даже вернуть исходные характеристики.
|
---|
Мобильная лаборатория |
Компоненты для премиальных топлив, которые используют российские нефтяные компании, как правило, изготавливаются при участии ведущих западных производителей. Их точный состав держится в секрете и является коммерческой тайной. Однако эти присадки сертифицированы, и при соблюдении технологии введения в топливо безопасны для человека, окружающей среды и автомобиля. А многочисленные лабораторные и стендовые испытания подтверждают их эффективность. Такие присадки добавляются в топливо промышленным способом на заводе или нефтебазе, с соблюдением строгой рецептуры. Встречаются и кустарные присадки. Нередко они добавляются в топливо по пути на АЗС. Контролировать рецептуру такого «улучшенного» топлива очень сложно.
|
---|
Результаты получены |
Предъявите документы
Важно знать, что каждую поступающую на АЗС партию топлива сопровождает паспорт качества. Как правило, он размещается на заправке в уголке потребителя, либо находится у оператора станции. Хотите проверить, чем заправляетесь? Попросите оператора показать этот документ. В нем в обязательном порядке должна содержаться информация о параметрах реализуемой партиии наличии в ней той или иной присадки. Если упоминая о присадке нет, то мы имеем дело с топливом регулярной марки АИ.
|
---|
Передача еще одной пробы на проверку |
При проверке паспорта качества топлива в первую очередь надо обращать внимание на дату документа. Если вам показали паспорт старше двух недель, это серьезный повод задуматься над тем, какая партия реализуется на АЗС. Как правило, срок реализации одной партии не превышает недели и зависит от проходимости АЗС. Также следует знать, что паспорт должен сопровождать каждый вид топлива. Вам не могут показать паспорт на 92, если вы просите 95.
На все сто
На проверку в лабораторию несколько автовладельцев привезли топливо с октановым числом 100. Стоит отметить, что на АЗС «Газпромнефть» осенью появился новый бензин G-Drive 100. Это инновационный продукт производства Омского НПЗ с октановым числом 100. Он предназначен для современных автомобилей без верхнего предела по октановому числу.
Как добавили специалисты, чем выше октановое число, тем легче автомобиль справляется с нагрузками.
|
---|
Обсуждение полученных результатов |
Бензин с более высоким октановым числом может выдержать более высокую степень сжатия в цилиндрах двигателя без досрочного самовоспламенения (стука в двигателе, «детонации») и потому может применяться в двигателях с бо́льшими удельной мощностью и коэффициентом полезного действия. По результатам проверки, октановое число в обоих образцах оказалось с хорошим запасом: в одном случае — 100,5, в другом — 100,9 вместо регламентируемых 100,0.
Больная тема
А вот с привезенными на проверку образцами дизеля все оказалось не так гладко. В четырех из шести была обнаружена вода и многократное превышение серы. И если наличие воды свидетельствует о неисправности оборудования АЗС, то превышение содержания серы — прямой сигнал нарушения законодательства.
|
---|
Бланк с результатами проверки |
Сера — это элемент, который влияет на экологический класс топлива. В России разрешена реализация топлива 5 экологического класса с регламентированным содержанием серы не более 10 мг на 1 кг топлива. В пяти образцах ее содержание оказалось в 10–70 раз выше допустимого. Образцы участники проверки привезли с небольших трассовых АЗС и называть журналистам продавцов наотрез отказались.
|
---|
Прием пробы |
Дизельное топливо для омских автовладельцев действительно оказалось больной темой. Руководитель сервисного центра «Блокстрой-Авто» Юрий Рячкин признался, что на акцию приехал, чтобы сравнить дизельное топливо двух ВИНКов. «От клиентов часто приходится слышать, что с одним топливом и тяга лучше, и расход меньше. Испытание образцов, взятых в двух конкурирующих сетях АЗС, показали примерно одинаковые параметры качества как по октановому числу, так и по содержанию серы. Для себя сделал вывод о том, что рекомендовать клиентам буду и того и другого поставщика».
|
---|
В ожидании результатов |
Дмитрий Бакулин:
— Чаще всего с проблемами, вызванными низким качеством дизельного топлива, к нам на сервис приезжают грузовики из Казахстана, — отмечает директор официального дилерского центра Mercedes-Benz в Омске компании «Евросибтрак» Дмитрий Бакулин. — Дело в том, что там по части топлива действует норма «Евро-2», в России же продавцов законодательно обязали поставлять продукцию класса «Евро-5». По нашему опыту скажу, что заправка современного автомобиля низкокачественным топливом приводит к снижению межсервисного интервала в 2 раза, о чем автомобилист обычно узнает уже при обращении на СТО. Справедливости ради отмечу, что автовладельцы, постоянно заправляющиеся на омских АЗС, с такими проблемами сталкиваются крайне редко.
|
---|
Обсуждение полученнных результатов |
Тем автолюбителям, кто не успел на топливную экспертизу в День качества, рекомендуем выбирать заправочные станции проверенных сетей и обращать внимание на то, что написано в паспорте качества. Поверьте, этот документ сможет уберечь от незапланированных расходов в дальнейшем. По итогам проверки, некачественными оказались пробы, привезенные с одиночных трассовых АЗС. Образцы большинства городских заправочных станций оказались в пределах нормы.
Фото: Александр Марашан и Татьяна Баньшива