om1.ru
Как омичам не платить по 30 рублей за проезд: разбираемся вместе Портал Om1.ru объясняет, в чем суть последних изменений, как они повлияют на общественный транспорт и не пора ли вам покупать машину.

Как омичам не платить по 30 рублей за проезд: разбираемся вместе

Портал Om1.ru объясняет, в чем суть последних изменений, как они повлияют на общественный транспорт и не пора ли вам покупать машину.
16 ноября 2018, 15:41
Инструкция

На днях омская мэрия официально заявила о том, что с нового года стоимость проезда подорожает, и внесла соответствующее предложение в Горсовет. Омичи откликнулись шквалом негодования в соцсетях, ведь шутка ли — за билет теперь придется платить 30 рублей.

…или не придется? Департамент транспорта настаивает на том, что поводов для паники нет и на самом деле стоимость проезда вырастет всего на три рубля. Кто прав? Стоит ли возмущаться? Как вообще может работать общественный транспорт? Отвечаем на популярные вопросы.

Проезд действительно подорожает разом на 30 процентов?

И да, и нет. Разовый проездной билет, купленный у кондуктора за наличные деньги, действительно будет стоить 30 рублей. Однако при использовании транспортной карты одна поездка обойдется вам уже в 25 — то есть на уровне нынешних маршруток.

Сами маршрутки, кстати, начнут принимать транспортные карты, а в перспективе проезд в любом общественном транспорте можно будет оплатить бесконтактной банковской карточкой или мобильным телефоном. За те же 25 рублей.

Зачем нужна такая большая разница?

Мэрия не скрывает, что главная задача этой «вилки цен» – убедить горожан перейти к безналичной оплате в общественном транспорте. «Безнал» гораздо проще контролировать, а перевозчики не могут утаивать выручку, которую, в соответствии с новыми правилами, обязаны будут полностью сдавать в бюджет.

 
Сами перевозчики будут получать деньги за намотанный километраж. А вот количество перевезенных пассажиров отныне для них не будет играть никакой роли — хоть их 5, хоть 5 000, центральный это маршрут или окраинный. Некоторые пассажиры считают, что после этого маршрутчики просто начнут проезжать остановки, но мэрия уверяет: с новой системой контроля через ГЛОНАСС такие случаи будут выявляться и караться.

Эта схема вообще реальна?

Омск – далеко не пионер в деле подобных нововведений. Карточная система работает во многих городах мира, например, в Нью-Йорке и Лондоне. Но не будем ходить далеко и взглянем на опыт Москвы.

В столице существует транспортная карта «Тройка», которая позволяет экономить на проезде не только в наземном транспорте, но и в метро с монорельсом. Мы, по понятным причинам, будем говорить только об автобусах, троллейбусах и трамваях.

Итак, транспортная карта позволяет платить за поездку 36 рублей вместо 55, экономия — целых 19 рублей.

Карта обеспечивает и повременной проездной. Правда, стоит он дороже одноразового. Так, если в течение 90 минут вы успели пересесть на другой транспорт, то сумма поездки составит 56 рублей, то есть на 20 рублей больше, чем одна поездка по карте «Тройка». Отметим, что пересаживаться в течение этих полутора часов можно неограниченное количество раз.
Также картой «Тройка» можно оплачивать поездки в пригородных электропоездах.

Напомним, в Омске и сейчас действуют две карты — «Транспортная» и карта «ОМКА». Первая позволяет оплачивать проезд на рубль дешевле и завести проездной. Вторая же, помимо прочего, дает возможность покупать повременной проездной билет на 45 минут, позволяющий одну пересадку.

Как еще может работать проездной?

Сейчас в Омске для обычных горожан, не относящихся к льготным категориям, есть всего два типа безлимитных проездных:

  • проездной на месяц;
  • проездной на 15 дней.

Во многих других городах мира таких предложений значительно больше. Например, в Вильнюсе (Литва) существуют проездные на 1 день, 3 дня, 10 дней, на 1, 3, 6 и 9 месяцев.

В Москве пассажиры могут выбрать проездные на 1, 3, 7, 30, 90 дней и на год. Причем однодневный выгодно брать, только если совершаешь хотя бы четыре поездки, а вот проездной на год окажется выгодным, даже если вы будете ездить один раз в день. Однако у москвичей есть еще один способ экономить на проезде — транспортная карта «Тройка», о ней речь пойдет ниже.

Оптом дешевле?

В Омске существует только два предложения на количество поездок:

  • лимитный проездной на 60 поездок на 60 дней (стоимость одного проезда = 19 рублей).
  • лимитный проездной на 30 поездок на 60 дней (стоимость одного проезда = 20 рублей).
 
В мэрии порталу Om1.ru сообщили, что схема будет работать и в новом году: при покупке проездного на 60 поездок стоимость билета будет равна 24 рублям, а не 25. Более того, возможно, к началу года департамент транспорта разработает несколько гибких тарифов, напоминающих те, что действуют в столице.

В других городах мира есть различные интересные предложение по количеству билетов. Например, в Барселоне (Испания) выгодно приобретать сразу 10 билетов, тогда стоимость одного обойдется вдвое дешевле.

В Москве есть билеты на 2, 20, 40 и 60 поездок. Если приобретать сразу 20 или 40 поездок, одна обойдется примерно в 37 рублей, а не в 55. Разница в 18 рублей по сравнению с омскими составит 1-3. 

При этом во множестве городов приобрести все виды проездных документов можно на каждой остановке, до Омска же такая цивилизация пока не дошла. Например, на всей большой улице Герцена есть лишь два ларька, в которых можно купить транспортную карту. Возникает вопрос: стоит ли ехать куда-то за картой, чтобы потом сэкономить 60 рублей?

А что с пересадками?

На данный момент омичи, у которых есть транспортная карта «ОМКА», могут пересаживаться в течение 45 минут и не оплачивать вторую поездку. Это, безусловно, полезная опция, но в условиях местных пробок не всегда есть возможность пересесть за столько короткий промежуток времени.

 
Куда удобнее работает эта система в Риме. Там позволяется пересесть неограниченное количество раз в течение 100 минут. А в Берлине, купив разовый проездной билет, можно ехать в одном направлении в течение двух часов. Правда, вернуться на первоначальную станцию или соседнюю с ней не выйдет. Поэтому вариант «скататься» в магазин и назад здесь не пройдет.

Способы контроля

Сейчас в каждом омском автобусе сидит кондуктор, который внимательно бдит, чтобы в салоне не было ни одного «зайца». Кажется, что иначе и быть не может. Однако в крупных европейских городах от кондукторов отказались или отказываются в данный момент.

Там действует система электронной оплаты с помощью специальных автоматов через карты, а также покупка билетов заранее с последующим их компостированием. Компостеры, кстати, хорошо знакомы омичам, пользовавшимся общественным транспортом в 80-х и начале 90-х.

И в том, и в другом случае важная роль отводится контролю: в любой момент в автобус или троллейбус может зайти контролер и наложить солидный штраф на тех, кто не приложил свою транспортную карту к валидатору и не прокомпостировал билет.

Советский компостер

В Омск тоже возвращаются контролеры. Но штраф за безбилетный проезд пока составляет от 100 до 150 рублей. Пугает? Не очень. К такому выводу на днях пришли и глава дептранса Александр Вялков. Он предложил увеличить штраф, а вместе с ним и мотивацию покупать билеты.

Есть и более жесткие способы контроля, например, турникеты. Пока не заплатишь, в автобус зайти не сможешь. Вот только автобусу придется стоять на остановке, пока все не зайдут. А это увеличит время пути.

Что в итоге?

Планируется, что новая система заработает с 1 января 2019 года. Помимо повышения проезда и активный переход на транспортные карты, мэрия введет различные выгодные предложения для пассажиров.
Насколько эта система приживется в городе и будет ли она работать на благо простых омичей, покажет время.

Mos.ru, omsk.media,
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter