Сегодня, 7 февраля, глава Дептранса Александр Вялков организовал пресс-конференцию. Поводов для такого события хватает: в городе второй месяц идет масштабная транспортная реформа, не всегда без скрипа.
О том, какие проблемы встают перед мэрией и как чиновники намерены их решать, узнаем… прямо сейчас.
Для начала Вялков заявил, что не считает транспортную реформу реформой. И рассказал, что электронные проездные — это совсем не то же, что транспортные карты.
Проездные — для граждан.
Карты — для льготников.
За все время до начала января омичи купили 129 тысяч банковских карт.
А за январь и начало февраля – уже больше 100 тысяч. То есть фактически количество пользователей удвоилось. Серьезное достижение.
Вялков рассказывает о причинах проблем, с которыми омичи столкнулись 1 января.
- Почему не работали карты льготников? Из-за несовместимости старых карт с новой системой. В мэрии оперативно исправили проблему.
- Почему не работали электронные проездные у горожан? Потому что некоторые горожане купили карты в конце 2018-го и до конца года ни разу по ним не проехали, так что карты не успели зарегистрироваться в системе. Это исправили после 2 февраля.
Вялков: «Хочу извиниться перед омичами за сбои, но должен отметить удобство системы. Электронный проездной удобнее наличных денег, здесь не осталось спорных моментов».
С этим сложно спорить, «карточки» удобнее. Проблемы возникают тогда, когда горожане вынуждены пользоваться маршрутками, которые «безнал» не принимают.
Впрочем, этот вопрос еще впереди.
Помните страшный дефицит карт, накрывший Омск в начале года? Оказывается, мэрия предвидела его. Просто не смогла предугадать последствия собственной рекламной компании: если до 2019 люди покупали в среднем 1,5 тысячи карт в месяц, то в январе — по 6–8 тысяч в день (!).
«Давайте подготовим десятикратный месячный запас карт, должно хватить», — подумали чиновники и подготовили 18 тысяч штук.
Не хватило.
Вот отдельная новость на эту тему.
Вялков заговорил о маршрутках!
Что-то будет.
Немного статистики:
- На 1 января всего на 20 нерегулируемых маршрутах принимали электронные проездные. Около 40 при этом принимали карточки льготников.
- Сейчас ситуация изменилась: 60 из 80 маршрутов принимают электронные проездные, 2 000 машин оборудованы терминалами и имеют возможность принимать карточки всех видов.
Вялков подробно рассказал о том, чем регулируемые маршруты отличаются от нерегулируемых.
Мы об этом достаточно подробно писали, если интересно, можно прочесть.
Вопрос про СРО «Омские перевозчики». Они, напомним, с 11 февраля повышают стоимость проезда для школьников, пенсионеров и студентов до 22 рублей.
Вялков: «Это нерегулируемыый маршрут, но мы как оператор банковских карт были в курсе. Предприниматели имеют право ставить ту цену, которую хотят».
Проблема в том, что за каждого перевезённого пассажира маршрутчики получали не 30 и даже не 25 рублей, а около 17. При этом, по словам Вялкова, себестоимость перевозки пассажира в маршрутке — 25 рублей. Потому реакция перевозчиков понятна.
Департамент не будет ставить предпринимателям ультиматум и заставлять их снижать цены. Потому что в убыток себе частники работать не будут и город может остаться без транспорта.
Позиция Александра Вялкова по поводу проблем с частниками тезисно:
Известный своей любовью к департаменту транспорта журналист Сергей Э. интересуется, как же так: до Нового года Вялков говорил, что по проездным можно будет проехать в любой маршрутке, а сейчас от этих слов отказываются.
Вялков: «Мы такого не говорили».
Мэрия считает, что перевозчикам неплохо бы маркировать машины, чтобы было видно, где и чем можно расплатиться. Вялков заявил, что работа ведется, но проблема зачастую возникает на уровне водителей. Им не хочется работать за безнал, потому наклейки они срывают.
«Где наклейка?»
«На мойке смыло…»
«Ладно, езжай без нее».
Почему в некоторых новых автобусах плохо пахнет?
«Так пахнут новые автобусы. Все новые машины так пахнут».
Вообще, волею случая часть нашей редакции каждый день ездит на новых автобусах и может ответственно заявить: пахнет НЕ ВО ВСЕХ новых автобусах.
Вопрос про льготников: частники говорят, что возить льготников по 18 рублей им невыгодно. Геворгян заявил, что откажется это делать.
Вялков: «Владимир Геворгян если и поставил ультиматум, то не мне». Да и вообще, это не уровень Дептранса, платежи за льготников выделяет региональное правительство.
Интересно, кстати, будет ли Вялков озвучивать итоги первого месяца 2019-го.
Дептранс заявлял, что новая система замотивирует горожан чаще ездить в автобусах, потому что автобусы, троллейбусы и трамваи принимают все виды карт. Статистика могла бы красноречиво это показать.
Частные перевозчики, напомним, свою статистику подвели. Но не по количеству пассажиров, а по деньгам.
И пришли к выводу, что с проездными работать не очень выгодно.
«Я сам пополняю карточку через Сбербанк-онлайн. Ни разу не встретился с проблемой при пополнении», — Александр Вялков.
Что ж, вот мы и узнали, каким средством оплаты проезда пользуется глава Дептранса. И каким банком, в принципе, тоже узнали.
За январь пассажиропоток в муниципальном транспорте вырос на 6 процентов.
В частном — упал на 7.
Вот и статистика!
Про судьбу 49-го автобуса.
«Частный предприниматель бросил этот маршрут потому, что на нем не формируется достаточный пассажиропоток», — считает Вялков.
Интересно, вспомнит кто-нибудь о том, что «достаточный пассажиропоток» исчез примерно после того, как Дептранс перекинул конечную 49-го из центра в Амур?
У мэрии есть планы по установке теплых остановочных пунктов. Программа прорабатывается.Правда, остановки в ведении не Дептранса, а ДГХ. Но такие планы есть.
Этих остановочных пунктов будет более 30. Ключевые ТПУ, например, Главпочтамт.
ТПУ (если кто не знал) – транспортно-пересадочный узел.
Закупок троллейбусов омская мэрия не планирует. Потому, что «все регионы повернулись в сторону электробусов».
Электробус — это тот же троллейбус. Но с возможностью автономного хода. Омск ведёт переговоры с тремя компаниями о поставке пробного электробуса. «Для того, чтобы понять, что это за птица, как с ней обходиться».
А вот и подробности про транспортные карты: их подвезли на поезде, курьером!
Как карты «Омка» будут работать после 11 февраля, когда частные перевозчики отключат возможность бесплатной пересадки по карте?
В принципе, так же. Можно будет ехать по карте в маршрутке, но только один раз. Бесплатного второго не будет.
Финансовые итоги года для муниципального транспорта:
В начале 2018 года у всех ПАТП было 700 миллионов долгов, в том числе 400 млн — задолженность по налогам.
В конце года эта сумма сократилась до 500 миллионов, из них – 200 «налоговых».
Александр Вялков спорит с ведущей: она говорит, что фактическая стоимость проезда равна 30 рублям, а он — что 25. А 30 — это заградительная мера.
А как считаете вы? Голосовалку в ближайшее время прикрутим.
А вот и
Проголосуйте, если есть желание.
Впрочем, напоминает Вялков, вскоре 30 рублей в любом случае уйдут в прошлое. Через несколько месяцев все расчёты в транспорте будут вестись только «безналом», таково требование федерального закона.
«Как же будут ездить в автобусах омичи, потерявшие карты, и гости города?» — интересуется инициативный журналист Сергей.
«Как в Москве», — отвечает Александр Вялков. И поясняет, что в киосках можно будет купить карту на 1-2-3 поездки.
И последний вопрос: будет ли сделано удобное приложение, с помощью которого можно следить за балансом на карте «Омка»?
Вялков обещает подумать, и на этом мероприятие заканчивается.