За последние четыре года муниципальный автопарк заметно обновился, но этот вопрос всё ещё актуален для города. Сколько единиц общественного транспорта поступит в Омск в 2021 и 2022 годах?
— В 2021 году — 51 автобус в рамках регионального проекта «Экология» нацпроекта «Чистый воздух». Мы сначала отыграли конкурс на поставку 48 автобусов на сумму 613,4 млн рублей, но образовалась экономия, и мы повторно отправили заявку на конкурс на приобретение трёх дополнительных автобусов. По первому конкурсу победителем стал «Автомаркет» — омская фирма, они обязаны поставить автобусы до 15 декабря этого года. По второму — «Автомаркет», они в рабочем порядке сообщили, что планируют поставки с 1 по 10 декабря.
Что касается следующего года, ещё не решён вопрос выделения финансовых средств по региональным и национальным проектам. В комплексном экологическом плане заложено более 800 млн рублей на приобретение автобусов большого класса, работающих на природном газе, для замещения дизельных автобусов. Если федерация подтвердит своё намерение выделить эти деньги, они будут переданы региону. Эта программа хороша тем, что она не требует оформления лизинга или софинансирования со стороны бюджета Омска. То есть совершенно новый транспорт встаёт на баланс, замещает старый на дизельном топливе.
Ещё один способ обновления транспорта — капитально-восстановительный ремонт (КВР). Сколько он стоит?
— Для КВР одного троллейбуса требуется около трёх миллионов. Сначала происходит дефектовка электро-оборудования, кузова, сидений, тяговой части. Как правило, остаются остов и колёса, всё остальное подлежит замене. Причём при замене электрооборудования акцент сделан на сокращении энерго- потребления. Идёт ощутимая экономия по расходу электроэнергии. Это выгодно. Почему? Например, «Адмирал» стоит порядка 20 млн рублей, а КВР — 3 млн. Он, конечно, не выводит транспорт на совершенно новый уровень, но тем не менее всё это выглядит хорошо и здорово. И водители рады пересаживаться на новый транспорт. С трамваями та же история.
Планируется ли в ближайшее время повышение стоимости проезда?
— Для муниципального транспорта этот вопрос даже не рассматривается — ни на этот год, ни на следующий. По частникам мне сказать сложнее, потому что те из них, кто работает на маршрутах с нерегулируемым тарифом, имеют право по собственному усмотрению поднимать стоимость проезда. Такими полномочиями их наделяет 220 Федеральный закон. Но существует уведомительный характер: они должны не менее чем за 10 дней уведомить департамент транспорта. Пока таких уведомлений нет. Последний раз повышение стоимости было в январе 2019 года. Администрация прилагает все усилия, чтобы сохранить этот уровень.
Какие виды проездных существуют сейчас и планируется ли создание новых?
— При оплате картой «Омка» есть четыре варианта льготного проезда: для граждан (25 рублей), для школьников (15 рублей), для студентов и пенсионеров (по 18 рублей).
В первом квартале 2022 года к запуску планируется так называемая Единая карта омича. Над созданием этой карты сегодня трудятся муниципальное предприятие «Пассажирсервис» совместно с банком ВТБ, который прошёл отбор. Есть небольшие шероховатости, которые нужно устранить, чтобы пассажиры могли её так же удобно использовать, как сейчас используют «Омку». Но даже после ввода этой карты работа «Омки» будет продолжена.Единая карта омича будет сочетать в себе функции
«Омки» и банковской карты. Ещё она будет подключена к системе лояльности с начислением бонусов за оплату товаров и услуг.
Планируется ли разработка новой маршрутной сети? Чем она будет отличаться от сущест- вующей?
— Она не планируется, она уже разрабатывается. С начала этого года вышло постановление правительства, администрации Омска о создании рабочей группы и о проведении работ по разработке новой сети. Принципиально отличаться она будет перечнем маршрутов, местами сообщений и размещением разворотных площадок. Объём работы очень большой.
Если говорить о философии новой маршрутной сети, она построена по принципу организации перевозок в первую очередь на магистральных маршрутах. Они будут объединять ключевые маршрутные узлы в городе. Допустим, районы ж/д вокзала, Старого Кировска, Амурского посёлка, Левобережья. Таких маршрутов пока создано восемь. Они предполагают движение с минимальными интервалами подвижного состава большой вместимости. Параллельно на этих маршрутах предполагается работа троллейбусов. Вывозить пассажиров на эти магистральные маршруты будут подвозящие маршруты с подвижным составом среднего и малого классов.
Вышел из подъезда, дошёл до остановки, подождал под- возящий состав, доехал быстро до центральной магистрали и так же быстро пересел в автобус большого класса или троллейбус.
Как, на ваш взгляд, необходимо развивать трамвайную сеть: расширять, как указано в генеральном плане, или, на- против, сокращать?
— Безусловно, расширять. О сокращении речи не идёт. Трамвай, в сравнении с автобусом, имеет огромное преимущество: он не зависит от заторов на дорогах.
В этом плане примером может быть Чехия. Там приоритет отдаётся развитию электрического транспорта. Когда они отделили трамвай от общего движения, машин на улице стало меньше. Количество транспорта на дороге сократилось, люди стали чаще пользоваться общественным транспортом из-за короткого времени поездки, высокой скорости.
СМИ сообщили о том, что вместо метро в городе появится метробус — троллейбус, который будет курсировать по метромосту. Разрабатывается ли сейчас подобный проект?
— Эта концепция существует, но будет ли она реализована, мы точно не знаем, и с уве- ренностью об этом говорить пока рано. Это идея поможет связать правый и левый берег Иртыша через построенные для метро каналы. Почему выбор пал на троллейбусы? В закрытом теле каналов использование автобуса на ДВС не обеспечивает необходимого уровня безопасности, выхлопные газы создают угрозу жизни. А троллейбус на электрической тяге даже если по каким-то причинам остановился, может обеспечивать отопление и комфортное ожидание пассажирами.
В соседних городах, например, в Новосибирске, поэтапно отказываются от кондукторов, заменяя их валидаторами. Предполагается ли появление подобной техники и в Омске?
— А Москва, например, уже частично отказалась от использования только валидаторов. Без службы контролёров бескондукторная система даст экономический сбой, потому что не будет обеспечивать сбор того объёма денежных средств, который необходим для нормальной работы пассажирских пред- приятий. В ближайшее время переход на такую систему мы не рассматриваем.