Суть поправок
24 мая 2022 года депутаты Государственной думы РФ приняли в третьем чтении поправки к законопроекту, который запрещает гражданам, судимым за тяжкие и особо тяжкие преступления, работать водителями такси и общественного транспорта. Изменения коснутся лиц с непогашенными и неснятыми судимостями, а также тех людей, в отношении которых возбуждены уголовные дела. Соответствующие изменения внесут в Трудовой кодекс РФ и другие законы.
Согласно тексту предлагаемых поправок, трудоустройство в указанной сфере запретят лицам, осуждённым за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества. Таких людей лишат возможности управлять такси, автобусами, трамваями, троллейбусами, поездами метро.
Тех водителей, кто уже работает в пассажирских перевозках, но становится подозреваемым в совершении преступлений, отстранят от служебных обязанностей на период расследования.
До 1 сентября 2023 года сотрудников обяжут взять справку об отсутствии судимости. Граждане стран ЕАЭС должны предоставить документ на русском языке.
Поправки вступят в силу с 1 марта 2023 года.
«Разбойники» на дорогах
Ранее судимые водители на новосибирских дорогах — нередкость.
Несколько месяцев назад корреспондент портала Om1.ru ехала в клинику в такси, заказанном через популярный агрегатор. Дорога занимала около 40 минут. Водитель с первых же секунд начал рассказывать о том, что отбыл срок за разбой. Он провёл в местах лишения свободы около четырёх лет, освободился менее полугода назад. Таксист рассуждал о причинах такого поведения, в ярких красках описал совершённое им нападение и последующий суд. В конце поездки попросил поставить ему пять звёзд.
Посягать на жизнь или имущество пассажирки шофёр не пытался. Получается, водители, когда-то совершившие преступления, вовсе не опасны для общества?
Водитель — это престижно
Общественники и депутаты Госдумы ранее неоднократно обсуждали, стоит ли разрешать работать в сфере такси и общественного транспорта ранее судимым лицам.
Принятый законопроект активисты считают правильным. По их мнению, человек, не погасивший судимость, может представлять угрозу для граждан. Водитель такси — особая профессия, ведь он на некоторое время остаётся наедине с человеком, в отличие от шофёра автобуса. Поэтому деятели добиваются максимальной безопасности пассажиров.
«Конечно, психологи лучше разбираются в моральном равновесии бывших заключённых, однако нет гарантии, что человек снова не вступит на опасный путь. Особенно если на пассажирском сидении расположилась молодая девушка», — предполагает Зарипова.
Она проводит аналогию с запретом о продаже сигарет рядом со школами. Юные курильщики из-за этого нововведения не бросят пагубную привычку, однако факторов, провоцирующих закурить, станет меньше. Людям с непогашенной судимостью не стоит давать лишний повод оставаться наедине с беззащитным человеком. Они могут освоить другую профессию.
10% водителей в России ранее имели судимость, рассказала Ирина Зарипова. Большинство из них попались на мелких кражах и хулиганстве. Это не те поступки, из-за которых людям нужно запретить работать.
Представители совета по развитию такси всячески стараются сделать профессию водителя уважаемой и почётной, поэтому работодатель обязан проверять сотрудников, запрашивать в правоохранительных органах информацию об их судимости и легальности нахождения на территории России.
Судимость не влияет на профессионализм
11 мая в Госдуме приняли к рассмотрению законопроект, который позволит водителям регистрироваться как самозанятые. Тогда отвечать за сотрудников будет агрегатор, а ФСБ получит круглосуточный доступ к базам данных перевозчика, по которым отследит, за какие статьи УК привлекались сотрудники.
«Я уже около 15 лет выступаю за восстановление практики Советского союза в отношении водителей. Тогда неопытный человек не мог претендовать на профессию шофёра. Работодатель оценивал его опыт и навыки. Именно это должно быть основным фильтром при трудоустройстве», — поделился с Om1.ru новосибирский общественник Владимир Кириллов.
Запрещать полностью доступ к вакансиям водителя людям с погашенной судимостью нельзя, считает он. Это блокирует социализацию человека и ограничивает его права.
«Преступления не связаны с профессионализмом. Кому отдаст предпочтение горожанин — неопытному водителю, который может подвергнуть жизнь пассажира опасности, либо тому, кто отсидел в тюрьме, но показывает высокие навыки в вождении? Я предпочту второго. Если человек оступился, это не повод клеймить его на всю жизнь», — выносит вердикт Кириллов.
Ничего не изменится?
Сами водители такси имеют другое мнение.
Серебряный призёр регионального этапа российского конкурса «Лучший таксист — 2020», участница соревнования «Лучший водитель такси в России — 2021», новосибирская водительница такси Наталья Сафиулина считает, что законопроект практически ничего не изменит.
«Человек, который пробыл 15 лет в тюрьме, вряд ли сможет быстро научиться пользоваться смартфоном и приложением такси. А таксопарков практически не осталось. Горожане вряд ли смогут быстро сказать название организации, потому что большинство пользуется приложениями. Отследить через агрегатор наличие судимости — дело непростое. Человек, который оказался в местах заключения 10–15 лет назад, сегодня даже не знает, как заказать справку о судимости на Госуслугах», — говорит она.
Таксистка рассказала, что среди шофёров очень мало тех, кого привлекали по тяжким и особо тяжким статьям, поэтому количество водителей на линии практически не изменится. Чаще всего эти люди не могут сразу приспособиться к жизни. Идти трудиться в такси им будет сложно: необходимо будет вспоминать навыки вождения, снова изучать изменившийся город.
Наталья Сафиулина
Эксперты считают, что новые поправки в закон положительно повлияют на рынок такси и общественного транспорта в России. Перевозки станут безопаснее, а места лиц с непогашенными и неснятыми делами займут квалифицированные специалисты. У водителей немного другое отношение к этому вопросу. Кто из них прав — покажет время.
Напомним, таксистка из Новосибирска спела в Чечне частушки про разбитые дороги столицы Сибири.
Читайте нас в «Одноклассниках»!
Фотографии: архив портала Om1.ru