om1.ru
«Цифровой концлагерь»: эксперт рассказал, при каких условиях работа валидаторов в Омске будет эффективной В Дептрансе с начала осени сообщили о запуске новой бескондукторной системы оплаты проезда в общественном транспорте. Постепенно валидаторы начнут использовать в большем количестве автобусов.

«Цифровой концлагерь»: эксперт рассказал, при каких условиях работа валидаторов в Омске будет эффективной

В Дептрансе с начала осени сообщили о запуске новой бескондукторной системы оплаты проезда в общественном транспорте. Постепенно валидаторы начнут использовать в большем количестве автобусов.

«Цифровой концлагерь»: эксперт рассказал, при каких условиях работа валидаторов в Омске будет эффективной

В социальных сетях развилась серьёзная полемика на этот счёт. Многие омичи, которые бывали в других городах, рассказывали о своём хорошем опыте использования валидаторов, а против них встали те, кто считает, что в городе эта система будет работать некорректно.

«Практика использования валидаторов объективно свидетельствует не только об удобстве и доступности подобного нововведения для пассажиров, но и о высокой экономической эффективности для транспортной отрасли», — рассказал директор департамента транспорта Вадим Кормилец.

Собрали самые частые вопросы от жителей города по поводу бескондукторной системы оплаты, чтобы найти на них ответы.

Вопросы от местных

  • Будут ли валидаторы принимать карту «Омка» и работать в соответствии с её тарифами?

Да, система принимает банковские и транспортные карты. Для удобства также можно использовать смартфоны с NFC, в которых установлены работающие в России системы бесконтактной оплаты (например, Mir Pay).

  • Как понять, прошла ли оплата?

Приложив карту к валидатору, дождитесь, пока на экране появится информация об одобрении транзакции. Удерживайте карту некоторое время, до характерного звукового сигнала. В случае оплаты банковской картой валидатор выведет надпись о списании средств, а если у вас проездной — покажет справку об оставшихся поездках. Чеки бескондукторная система не выдаёт, но не стоит из-за этого переживать.

Для подтверждения оплаты достаточно приложить карту, которой произведена оплата, к аппарату контролёра. Повторно списать деньги у него не выйдет — терминал контролёров в этот момент работает только в режиме проверки и показывает, оплатили ли вы проезд этой картой.

  • Где найти валидаторы?

Пока они установлены только в некоторых автобусах 78-го маршрута, но в дальнейшем планируется развитие этой сети. Заходя в автобус, обратите внимание на поручни у дверей. На них и будут установлены валидаторы, по одному на каждой площадке перед входом/выходом.

  • Можно ли оплатить одной картой за двоих?

Льготные карты распространяются только на одного человека, соответственно, и оплатить можно только одному. Что касается банковских карт, в разных городах стоят разные валидаторы. В некоторых можно дважды оплачивать, в некоторых — нет.

На валидаторах, установленных в Омске, есть возможность оплачивать одной банковской картой несколько раз. Но рекомендуется каждому использовать свою карту для оплаты, чтобы избежать разных сложностей. Например, если человек, который заплатил за вас, вышел на несколько остановок раньше, а для подтверждения оплаты проезда понадобится его карта.

  • Что делать, если оплата не проходит?

Попробуйте оплатить через другой валидатор и выясните причину ошибки. Ваша карта может быть в стоп-листе из-за отрицательного баланса и неоплаты предыдущей поездки. Либо может произойти технический сбой. В таком случае обратитесь к водителю автобуса для решения проблемы либо заплатите за проезд наличными.

  • Почему в автобусах не установили турникеты, как это было в Москве?

Действительно, в столице экспериментировали с подобным решением. Такая система действительно помогает решить вопрос с безбилетниками, но при этом на остановках образовались огромные очереди в автобусы, так как вход осуществлялся только через переднюю дверь.

Для такой системы необходимо сильно увеличить количество общественного транспорта и водителей, что не смогли сделать даже в Москве, поэтому отказались от подобного решения.

Вы что, хотите как в Москве?

В сообществах Om1.ru в соцсети «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Телеграме» мы решили спросить у горожан, одобряют ли наши подписчики внедрение бескондукторных систем в Омске.

Давайте посмотрим, как эта система работает в других городах.

Тюмень

Там к валидаторам жителей города начали приучать в 2019 году. Терминалы у них иные — с чеками. Но принцип действия тот же: пассажир оплачивает проезд, а контролёр вправе проверить у него, произведена ли оплата.

Несмотря на то, что эта система работает уже третий год, в начале этого года стало известно, что в городе её развивать перестанут. По данным на январь, по Тюмени ездили 82 автобуса с возможностью оплаты через валидатор. Но на большее в городе пока не рассчитывают.

Новосибирск

В третьем по величине городе России систему с валидаторами запустили ещё позже — в 2021 году. На данный момент ею оборудовано 149 автобусов на более чем 15 маршрутах. Интересно, что в рамках эксперимента в Новосибирске устанавливали несколько систем — к валидаторам прибавлялись турникеты.

Город понемногу привыкает к новой системе. Власти оттачивают систему контроля за безбилетниками, наращивается количество транспорта с бескондукторной системой. По сравнению с Тюменью, в Новосибирске худо-бедно получается внедрить валидаторы.

Москва и Санкт-Петербург

В самых крупных городах страны уже давно введены подобные системы. В городах постоянно отчитываются о сокращении количества «зайцев» и об обновлении систем валидаторов. Они установлены во всех видах транспорта.

Интересная особенность — наличие кондукторов в общественном транспорте Санкт-Петербурга. С транспортной реформой, которая началась в этом году, их количество сокращается, но они ещё сидят в некоторых автобусах и контролируют оплату проезда. В Москве же работают по системе контролёров, которые заходят в автобусы на остановках и проверяют оплату проезда.

Приживутся ли валидаторы в Омске?

Вместе с руководителем общественного движения «Омичи за трамвай» Юрием Романовским мы решили обсудить, какова вероятность того, что в городе заработает полномасштабная новая система оплаты проезда.

«В настоящее время во многих городах эффективно система оплаты проезда картой без кондуктора работает лишь там, где есть технические средства контроля, например, в метро и на поездах МЦК в Москве», — считает Романовский.

При том, что в той же Москве сталкиваются с трудностями при оплате в автобусах. Есть и те, кто честно прикладывает карты к валидатору, но просто не обращают внимание, завершилась ли транзакция. А оплата по банковской карте проходит дольше, чем по карте «Тройка».

«В других городах ситуация аналогична, с той лишь разницей, что бюджет города Москвы щедро покрывает убытки транспортных предприятий, в том числе понесённые в результате проезда безбилетных пассажиров. А вот бюджеты других городов, в том числе Омска, в десятки раз более скромные, такую щедрость позволить не могут», — отмечает Юрий.

Вместе с транспортным инженером мы выделили несколько плюсов и минусов внедрения валидаторов в автобусы.

+ Сокращение на 25-35 % затрат на кондукторов;
 — Снижение выручки из-за увеличившегося количества «зайцев».

«Даже если благополучие перевозчика напрямую не завязано на количестве проданных билетов (например, перевозчик получает оплату своей работы по брутто-контракту), то общее снижение выручки от продажи билетов по всей отрасли косвенно всё равно ударит по перевозчику», — отметил Юрий.

+ Упрощение оплаты для владельцев карт;
 — Рост вандализма из-за отсутствия кондуктора в салоне.

«Приживутся ли валидаторы в Омске? Конечно да, как и автоматизированные кассы в супермаркетах. Вопрос лишь в том, выдержит ли эти затраты бюджет? Внедрение валидаторов с ликвидацией штата кондукторов даст позитивный эффект только при значительном совершенствовании системы автоматического контроля оплаты проезда», — считает Романовский.

Сейчас кондукторам предлагают переобучиться на контролёра, что позволит части сотрудников сохранить свои рабочие места. Но и их нужно вписать в статью расходов.

«Чтобы сократить число безбилетных пассажиров, нужно задействовать немалый штат контролёров. Более того, к каждой бригаде необходимо привлекать ещё и сотрудников полиции, ведь именно полиция, а не контролёры, имеет право задерживать человека или, применяя силу, высаживать несговорчивого «зайца» из транспорта», — уточняет Юрий.

Может ли система валидаторов работать с максимальной эффективностью? Да, но, вероятно, только в гипотетическом цифровом будущем.

«Максимально эффективны валидаторы будут при «цифровом концлагере», при 100-процентном введении системы face pay с базой данных всех жителей и гостей города, при условии, что камеры будут способны сканировать лица даже под одеждой, в том числе под головными уборами, солнцезащитными очками и паранджой», — подвёл итог эксперт.

Однако для того, чтобы система просто работала, на подобные крайние меры идти не обязательно. 

«В наших планах — поэтапное увеличение количества маршрутов с бескондукторной системой оплаты проезда. В первую очередь это будут автобусы среднего и большого класса», — рассказал директор департамента транспорта Вадим Кормилец.

Вектор городской политики понятен, остаётся только надеяться, что нововведение сможет обойти опасения экспертов и станет удобной и эффективной системой, как предрекают валидаторам в Дептрансе.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter