om1.ru
Поездки по расписанию: что такое муниципальный контракт и почему Новосибирск не может на него перейти Общественный транспорт Новосибирска в ближайшие годы должен перейти на систему муниципальных контрактов. Пассажирам не придётся подолгу ждать нужный автобус, особенно в вечернее время. Но при реализации реформы муниципалитет столкнулся с множеством проблем. Портал Om1.ru попытался разобраться, что включает новая система, нужна ли она городу, почему просрочены сроки её исполнения и как соседний Новокузнецк смог сделать общественный транспорт комфортным для жителей.

Поездки по расписанию: что такое муниципальный контракт и почему Новосибирск не может на него перейти

Общественный транспорт Новосибирска в ближайшие годы должен перейти на систему муниципальных контрактов. Пассажирам не придётся подолгу ждать нужный автобус, особенно в вечернее время. Но при реализации реформы муниципалитет столкнулся с множеством проблем. Портал Om1.ru попытался разобраться, что включает новая система, нужна ли она городу, почему просрочены сроки её исполнения и как соседний Новокузнецк смог сделать общественный транспорт комфортным для жителей.
22 декабря 2022, 08:30
Спецпроект

Поездки по расписанию: что такое муниципальный контракт и почему Новосибирск не может на него перейти
Фото: Om1.ru. Автобусы

На последней сессии горсовета Новосибирска 5 декабря 2022 года депутаты Наталья Пинус и Александр Бурмистров затронули вопрос сложностей при переходе общественного транспорта на муниципальный контракт. Тема зародилась ещё в 2015 году, но в обществе она поднималась нечасто — в основном из-за непонимания, что это такое.

Что такое муниципальный контракт и зачем он нужен Новосибирску?

В Новосибирске и большинстве других городов России на маршрутах общественного транспорта действуют несколько частных компаний по перевозке пассажиров. Муниципалитет на конкурсной основе определяет подрядчиков. На некоторые, самые невыгодные для коммерсантов, не заявляется никто, поэтому мэрия берёт их на себя. При такой системе прибыль подрядчика зависит от выручки с перевозки пассажиров. Наименьший заработок компании получают при малом пассажиропотоке в утренние и вечерние часы. Из-за этого многие в обход договорённостей с мэрией отказываются от выходов в рейс.

Депутат горсовета

«Конечно, существуют определённые обязательства по графику выездов. Нередки случаи, когда эти графики не соблюдаются. Зачастую получается так, что штрафных санкций в соглашениях нет. Поэтому случаи невыхода в рейс бывают достаточно часто. Например, по вечерам. Это, конечно, негативно сказывается на всех жителях».

 

Из-за частых сбоев в работе общественного транспорта правительство РФ в 2015 году издало Федеральный закон №220, который обязал все муниципалитеты перейти на новую систему взаиморасчётов с перевозчиками.

Горадминистрации постепенно должны внедрить новый формат работы. На конкурсной основе контракт заключается с одной компанией, которая будет получать средства от заказчика — мэрии. Новая схема предполагает, что выплата перевозчикам будет строиться по схеме: 30% — выручка с пассажиров, 70% — городская казна.

Александр Бурмистров
Депутат горсовета

«Экономика перевозчиков организована так, что они получают средства от продажи билетов. Пришёл пассажир, заплатил  средства попали в кассу перевозчика. С точки зрения разработчика федерального закона, как я понимаю, это приводит к тому, что перевозчикам становится невыгодно работать в утреннее и вечернее время, когда пассажиров меньше. Для горожан это создаёт определённые неудобства. Поэтому сейчас всё реформируется таким образом, что заказчиком для перевозчика является не пассажир, а муниципалитет. Перевозчик свои деньги получает не от пассажиров, а из соответствующего бюджета».

 

Согласно закону, перевозчик при заключении муниципального контракта должен выполнять договорённости с муниципалитетом по количеству выездов. В противном случае его обяжут выплачивать штрафы. Предполагается, что при такой системе пассажиры не будут стоять десятки минут на остановках в ожидании своего маршрута, а в салонах не будет так тесно.

Новая система предусматривает развитие автопарка. Подрядчик, с которым будет заключён договор, должен перевозить горожан на новых комфортабельных автобусах с системами подогрева и кондиционирования. В транспорте должны быть предусмотрены валидаторы для безналичной оплаты проезда.

Каких маршрутов коснётся муниципальный контракт?

Согласно ФЗ, на муниципальный контракт должен перейти весь наземный общественный транспорт — это 111 маршрутов. На данный момент в Новосибирске на контрактную систему перешли все трамваи и троллейбусы. Правда, внешний вид и состояние этого транспорта пока не соответствует требованиям.

В период с 2020 по 2022 год на муниципальный контракт в Новосибирске должны были перевести 33 маршрута: 13 троллейбусов и 20 автобусов. За всё время изменения коснулись лишь 13 трамваев и трёх автобусов. На реализацию потрачено 2,824 млрд рублей. На оставшиеся 17 автобусов заложили 1,325 млрд из бюджета города и 245 млн рублей из бюджета области. Правда, план по оставшимся 17 автобусам перенесли на 2023 год. Об этом в мае 2022 года во время заседания комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов города Новосибирска заявил начальник управления пассажирских перевозок мэрии Владимир Кондауров.

«Мы вносим изменения в документопланирование. Точнее, корректируем сроки перехода на муниципальный контракт — часть маршрутов переносится на 2023 год. Это 27 маршрутов: 17 маршрутов этого года, ещё 10 — план следующего года. Дополнительная финансовая потребность — 3,240 млрд рублей», — пояснил Кондауров.

На сессии горсовета 5 декабря депутатам представили план-график перехода транспорта на муниципальный контракт. Согласно ему, действительно, в 2023 году на эту систему должны перевести 27 маршрутов, стоимость работ с учётом предыдущего года оценивается в 6,6 млрд рублей. При этом в бюджет города с оплаты проезда вернутся 2–2,4 млрд рублей.

В 2024 году на новую схему работы перейдут ещё 25 маршрутов — на это суммарно власти планируют потратить 12,5 млрд рублей. В 2025 году к муниципальному контракту присоединятся 33 маршрута с затратами в 16,1 млрд рублей. В 2026, финальном году мэрия должна завершить реформу. По предварительным расчётам, в 2026 году общая стоимость всех изменений составит 17,7 млрд рублей, муниципальными суммарно станут 111 маршрутов. При этом дополнительная финансовая нагрузка на бюджет должна составить около 12,4 млрд рублей.

«В этой реформе есть разумность. Но нужно понимать, что ей предписано до 2026 года всему транспорту перейти на муниципальный контракт. Эта история общефедеральная. У нас существует график. И какая интересная получается история: реализация реформы — вещь достаточно дорогостоящая», — отмечает депутат Наталья Пинус.

В чём главные проблемы перехода на муниципальный контракт?

Как подметила депутат, самая большая сложность реформы — финансовая. Стоит отметить, что проблемы с реализацией Федерального закона коснулись не только Новосибирска, но и почти всех российских городов.

Это сейчас власти говорят о реализации программы до 2026 года. Изначально предполагалось, что муниципалитеты должны полностью перейти на новую систему уже в 2020-м. В большей части городов с этой задачей не справились. Представители администраций не раз обращались в федеральное правительство с просьбой сдвинуть сроки — в итоге им пошли на уступки. Но у администраций остро стоит вопрос поиска необходимых средств. Депутаты, в свою очередь, полагают, что программа перехода на муниципальный контракт изначально была спланирована неправильно — каждый населённый пункт сам разрабатывает план транспортной реформы.

«Корректно ли посчитан объём работ на эту колоссальную сумму? В результате каких расчётов была получена цифра 17,7 млрд рублей? Этот вопрос один из основных. Я публично обратился к начальнику транспортного департамента, чтобы эти цифры были каким-то образом обоснованы, чтобы показали, как в других городах это работает. Возможно, там какая-то логика есть, но покажите нам эти цифры! Моя гипотеза состоит в следующем: я сильно сомневаюсь в корректности расчётов», — прокомментировал Александр Бурмистров.

Депутат Наталья Пинус также вспомнила проблему отмены маршрутов при реализации реформы. Согласно новым правилам, в городе должен исчезнуть малогабаритный транспорт. Ему на смену придут большие комфортабельные автобусы. В 2020 году мэрия отменила несколько коммерческих маршрутов в Советском и Первомайском районах. Но на их места не поставила новые. Из-за этого местные жители жаловались на невозможность быстро уехать в другую точку Новосибирска.

Какие города уже перешли на муниципальный контракт?

На муниципальный контракт перешли всего три города — Тверь, Пермь и Новокузнецк. Кстати, последний, соседний для Новосибирска город, одним из первых реализовал новую реформу. Южная столица Кузбасса заключила контракт с компанией «Питеравто» и одномоментно перешла на новую систему.

В первые несколько недель в городе возникали определённые трудности с транспортом. Из 300 предоставленных перевозчиком автобусов на линию вышли всего 100. Многие водители не знали новых маршрутов, из-за чего возникали длительные задержки. Разразился транспортный коллапс: горожане часами ждали нужный автобус, «штурмовали» соцсети и администрацию.

Через две-три недели ситуация выправилась. Уже два года общественный транспорт Новокузнецка работает в рамках муниципального контракта. Горожане в основном положительно высказываются о просторных и тёплых автобусах.

По словам самих новокузнечан, в транспорте, как правило, не приходится ехать стоя. Удобна система безналичной оплаты проезда — хотя остаются зайцы, для которых, кстати, осенью 2022 года создали специальный автобус. Представители администрации патрулируют общественный транспорт, выявляют нарушителей, а затем — катают их в «позорном такси».

Многие жители Новокузнецка считают, что существующую форму работы транспорта можно назвать образцовой.

Ждать ли новосибирцам перехода на новую систему?

Депутаты уверены: реализация муниципального контракта в Новосибирске неизбежна. Это сделает жизнь горожан комфортнее в несколько раз. Так или иначе, в городе должна закрепиться система, при которой пассажирам не придётся сначала мёрзнуть на остановке, дожидаясь автобус, а потом уже в салоне.

По мнению Натальи Пинус, муниципальный контракт, хотя и сложен для реализации, несёт в себе больше плюсов, чем минусов. Но система будет работать при её грамотной реализации.

Вторая причина, по которой Новосибирск неизбежно ждёт переход на муниципальный контракт, — обязательства перед федеральным законом.

«Я был на транспортном форуме, который проходил у нас относительно недавно. И там заявили, что реформа неумолимо идёт по всей стране. И отвертеться от этого кому-то вряд ли удастся. Это государственная политика. А последствия от неграмотной реализации будут только в 2024 году — тогда это будет самая скандальная, самая горячая тема», — прокомментировал Александр Бурмистров.

Дело в том, что именно в 2024 году у большинства перевозчиков заканчивается действие контрактов с муниципалитетом. По новому закону власти не смогут повторно заключить договоры с транспортными компаниями. Необходимую сумму на воплощение реформы найти придётся. Для этого народные избранники уже обратились к депутатам Госдумы с просьбой вынести обсуждение вопроса на федеральный уровень.

Фото: соцсети Натальи Пинус, Александра Бурмистрова, мэра Новокузнецка Сергея Кузнецова
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter