om1.ru
Дорога раздора: омичи недовольны проектом долгожданного Северного обхода. Выясняем, что с ним не так Новость о том, что строительство Северного обхода города Омска, наконец, начнётся, наделала много шума. Проект будущей дороги возмутил общественность и прежде всего тех, кто окажется в непосредственной близости от трассы – жителей Подгородки, Пушкино и коттеджных посёлков. Портал Om1.ru разбирался, как Северный обход повлияет на пригород Омска и есть ли шанс изменить проект.

Дорога раздора: омичи недовольны проектом долгожданного Северного обхода. Выясняем, что с ним не так

Новость о том, что строительство Северного обхода города Омска, наконец, начнётся, наделала много шума. Проект будущей дороги возмутил общественность и прежде всего тех, кто окажется в непосредственной близости от трассы – жителей Подгородки, Пушкино и коттеджных посёлков. Портал Om1.ru разбирался, как Северный обход повлияет на пригород Омска и есть ли шанс изменить проект.
5 апреля 2023, 22:40
Спецпроект

Дорога раздора: омичи недовольны проектом долгожданного Северного обхода. Выясняем, что с ним не так
Фото: Om1.ru. Пробиваться через негодование или менять. Изменят ли проект Северного обхода, раскритикованный омичами?

О том, что Северный обход нужен Омску, чтобы снизить нагрузку на городские магистрали, пустить грузовой транспорт в обход города, говорят давно. Осенью 2022 года руководство региона подписало концессионное соглашение с Газпромбанком о строительстве магистрали.

Северный обход представляет из себя чуть больше 62 км трассы, мост, путепроводы и транспортные развязки. Дорога должна связать федеральные трассы на Новосибирск Р-254 «Иртыш» и на Тюмень 1Р-402 в обход Омска. Стоимость оценивается порядка 63 млрд рублей, средства поступят как от концессионера, так и из федерального и областного бюджетов.

И всё бы ничего, но изначально представленный проект дороги вызвал общественный резонанс, ведь трассу собираются пустить через земли сельхозназначения, через Подгородские хвойные леса и в непосредственной близости от деревни Подгородка, села Пушкино, посёлка Хвойный, коттеджных посёлков Грин Парк и Пушкинский лес.

Фото: из петиции омичей.

В понедельник, 27 марта, в Доме культуры в селе Пушкино состоялось собрание с жителями, на котором присутствовали представители проектировщика, концессионера, регионального министерства транспорта. Жители высказали свои опасения.

«Проблема в том, что нас никто не оповещал. Когда осенью мы узнали о строительстве дороги, я стала искать подробности. Мне сказали, чтобы мы не переживали, ведь дорога пройдёт на расстоянии 1,5 км от Подгородки. А в итоге оказалось всё не так! По текущему плану трасса пройдёт от Подгородки в 850 метрах, а от коттеджного посёлка — в 550 метрах. Там есть детский лагерь «Зарница», до него ещё меньше расстояние, руководство лагеря тоже было не в курсе. Никто не оповещал ни местных жителей, ни юрлиц. Мы стали писать во все инстанции, поднимать шумиху и поэтому собрали собрание. Как я поняла, проектировщик сам был не в курсе, что здесь у нас и лагерь есть, и хоспис! Нам обещали ещё одно собрание, к которому разработают другой проект трассировки, чтобы учесть наши интересы», — объясняет Екатерина Бутова, инициативная местная жительница.

Омичей беспокоит и вырубка леса, которая потребуется для строительства дороги. Фото: Om1.ru.

Впрочем, волнует местных жителей не только близость Северного обхода к их домам, но и экология местности. Так, по существующему проекту под дорогу потребуется вырубить порядка 150 га хвойного леса, а этот лес находится на землях лесного фонда РФ. По идее, стройка на них не может производиться.

В Главном управлении лесного хозяйства Омской области отмечают, что есть Постановление Правительства РФ, которое дает возможность перевода земель в иную категорию, даже если по лесному кодексу территория не позволяет вести строительство. Для этого создаётся проект, который проходит процедуру согласования в Федеральном агентстве лесного хозяйства, то есть не только с органами местного самоуправления.

«Вопрос о строительстве Северного обхода стоял давно. Вырубка будет оптимизирована, проектировщики это понимают. Будет выполнена компенсация в большем объёме, проектом и лесным кодексом всё предусмотрено. Мы прекрасно понимаем, что зелёные насаждения в Подгородке создавались не одним поколением лесоводов. Там есть участки более ценных древесных пород, где ещё в советское время был опытный участок, там есть дендросад, но под строительство эти участки не попадают. Проект разрабатывался с учётом этого», — рассказывает Евгений Старокожев, начальник отдела использования лесов и государственного лесного реестра ГУЛХ Омской области.

Фото: из петиции омичей.

Ещё одна проблема которую видят местные жители — сокращение сельскохозяйственных угодий. Трасса пройдёт по полям, которые возделываются СПК «Пушкинский». По подсчетам, будет затронуто 66 га земли, а значит предприятие потерпит убытки. По словам активистки Екатерины Бутовой, речь может идти о сумме в 40 млн рублей. Кроме финансовых убытков, предприятие может понести и качественные потери. Местные жители уверены, что близость трассы отразится на экологичности сельхозпродукции. А СПК «Пушкинский» является одним из лидеров в области по поставке сельхозпродуктов предприятиям региона.

Влияние трассы может сказаться и на экологии местности в целом. Местные жители уверены, что из-за близости дороги неминуемо изменится экосистема Пушкинского леса, дендропарка имени Н. И. Грибанова, питомников и лесов Подгородского лесхоза, что, в свою очередь, приведёт к уничтожению фауны и миграции обитателей. Омичи полагают, что изменения коснутся экосистемы в радиусе 3 км.

Из-за влияния трассы пострадать может не только флора, но и фауна местности. Фото: Om1.ru.

«Люди правы в том, что рядом с трассой жить нельзя. Существует санитарно-защитная зона для трасс, она может быть и до 3 км. Это зависит от ситуации, от самого типа трассы, но расстояние там точно не 20 метров, а гораздо больше. Вообще, вопрос очень сложный, он всегда имеет решение, но сколько это будет стоить, сколько времени займет? Это вопрос не только экологический, но и экономический. Для этого проектирование и проводится, чтобы разработать несколько альтернатив, предложить эти 2-3 варианта концепции и обсудить. Тогда люди бы понимали, почему нужно жертвовать этим лесом, что люди живущие на этой территории, получат хорошего взамен, когда утратят лес? Ничего? Тогда рассчитывать, что люди мирно будут принимать такое, не стоит. Проектировщики знают все эти технологии. Это может потребовать больше времени, может быть экономически более затратно, но зато потом не придётся сталкиваться с негодованием людей, которые были не в курсе того, что происходит. Это не вина людей, они не обязаны следить. Это проектировщикам нужно проводить общественные слушания, выставлять проект и делать всё возможное, чтобы люди об этом проекте узнали»,  — говорит эколог Сергей Костарев.

Он также уверен, что проектировщикам теперь придётся или пробиваться через негодование людей, которое может выражаться в том числе и в саботаже стройки, или модифицировать проект, насколько это ещё возможно.

Впрочем, в региональном Минтрансе говорят, что окончательно проект ещё не утверждён и мнение жителей о переносе трассы севернее деревни Подгородка рассматривается. Проектные работы будут вестись ещё в течение всего года, а строительство начнётся только в 2024 году.

Стройка Северного обхода начнётся только в 2024 году. Фото: Om1.ru.

«В настоящее время процесс разработки проектно-сметной документации на строительство Северного обхода города Омска находится на стадии проведения инженерных изысканий, итоговый вариант размещения трассы будет определен по итогам сравнения основных технических характеристик вариантов трассы и экономической обоснованности. По результатам выездного совещания, состоявшегося 27 марта 2023 года в ДК «Пушкинский» Омского района, жителями Омской области, присутствующими на совещании, предложено рассмотреть вариант трассы севернее деревни Подгородка в целях исключения изъятия земель лесного фонда. Данное предложение находится на рассмотрении с непосредственным участием всех заинтересованных ведомств»,  — рассказали в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Омской области.

Тем временем жители Омского района создали петицию, где подробно изложили все свои опасения по поводу строительства Северного обхода вблизи Подгородки. Они уверены, что от переноса трассы чуть севернее выиграют все.

«Мы ждём, чтобы трассу перенесли за Подгородку, где неплодородные земли, там солончаки и нет хвойника. Тогда земли лесного фонда не будут затрагиваться. Не будет испорчено столько плодородных земель, не будет такого урона экономики. Если трассу перенесут, мы не будем дышать выхлопами в таком количестве», — объясняет Екатерина Бутова.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter