om1.ru
Запретить нельзя кататься. В Москве обсудили будущее электросамокатов В Омске кикшеринг (или прокат электросамокатов) через мобильное приложение стал доступен летом 2021 года. С тех пор споры о безопасности и законности размещения этого транспорта не утихают. С 1 марта электросамокаты обрели официальный статус — постановлением правительства были приняты поправки в ПДД. Что это значит и какие перспективы у такого транспорта?

Запретить нельзя кататься. В Москве обсудили будущее электросамокатов

В Омске кикшеринг (или прокат электросамокатов) через мобильное приложение стал доступен летом 2021 года. С тех пор споры о безопасности и законности размещения этого транспорта не утихают. С 1 марта электросамокаты обрели официальный статус — постановлением правительства были приняты поправки в ПДД. Что это значит и какие перспективы у такого транспорта?
17 апреля 2023, 21:00

Запретить нельзя кататься. В Москве обсудили будущее электросамокатов
Фото: Om1.ru/Юлия Майстренко

В Москве 6 апреля прошёл «съезд на СИМ», где обсудили вопросы микромобильности и перспективы кикшеринга. СИМ — это средства индивидуальной мобильности: велосипеды, гироскутеры, моноколёса, сигвеи. Список можно продолжать долго, но больше всего дискуссий у омичей (и не только) вызывает электросамокат.

Водители СИМ теперь несут ответственность

В новых поправках движение электросамокатов ограничили и приравняли водителей СИМ к участникам дорожного движения. Однако регистрировать такой транспорт в ГАИ и страховать его по ОСАГО не нужно.

Сергей Семёнов, директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ, обозначил основные правила, которых должны придерживаться водители СИМ с 1 марта:

  • ограничение скорости до 25 километров в час;
  • допуск на тротуары при отсутствии велоинфраструктуры, при безусловном приоритете пешеходов;
  • обязательное спешивание при пересечении дороги по пешеходному переходу;
  • использование СИМ по правому краю проезжей части на сельских дорогах;
  • руководство велосипедным или пешеходным сигналом светофора;
  • при выезде из жилой зоны СИМ должны уступать дорогу другим участникам дорожного движения.
 
 
«Правилами дорожного движения мы породили нового участника движения. Раньше он был либо пешеходом, либо пассажиром, либо водителем, либо велосипедистом. До недавнего времени они приравнивались к пешеходам, это было неправильно. По нашим данным, средства индивидуальной мобильности наиболее эффективны в радиусе 5 км места проживания, труда, крупных транспортных артерий или конечных остановок общественного транспорта. То есть принцип «последней мили» самый реалистичный сценарий для использования средств индивидуальной мобильности»
Сергей Семёнов, директор департамента государственной политики

За нарушение правил водителям СИМ грозит административная ответственность по статьям 12.29 и 12.30. Максимальное наказание — штраф до 1 500 рублей.

Также были представлены новые дорожные знаки. Среди них — таблички, указывающие, что действие распространяется или не распространяется на СИМ, и запрещающий знак.

Количество аварий с СИМ ежегодно растёт, отмечает начальник НЦ БДД МВД РФ Дмитрий Митрошин. За прошлый год в России произошло 900 аварий, в которых пострадало около 1 000 человек, 19 — погибли. В 2021 году погибших было 20 человек, а в 2019 и 2020 годах — 7. Дмитрий Митрошин отмечает, что в статистику вошли и происшествия с электровелосипедами и мопедами.

Однако СИМ безопаснее, чем другой транспорт. Статистика показывает, что трагедий с другими участниками дорожного движения происходит больше, чем с СИМ.

 
 
 
«Моё глубокое убеждение на сегодняшний день, средства индивидуальной мобильности и вообще компактный транспорт со скоростью до 25 км/ч являются самыми безопасными по сравнению с другими участниками дорожного движения. Ведь это на два порядка меньше погибших по сравнению с другими участниками»
Виталий Гаевский, профессор МАДИ

Запретить нельзя кататься

Одна из главных проблем в отрасли — отсутствие инфраструктуры. В начале апреля в Париже прошёл референдум о судьбе электросамокатов. Большинство высказалось за их запрет, потому что парижане не ездили по правилам и разбрасывали самокаты в неположенных местах.

Основатель кикшеринга Whoosh Дмитрий Чуйко отметил, что в России подобное вряд ли случится. Компании работают с конкретными точками парковок, что помогает упорядочить движение. Глава Whoosh рассказал корреспонденту Om1.ru, что Омск в плане инфраструктуры ничем не уступает другим российским городам, а СИМ помогает её развивать.

 
 
 
«Проблема ограниченного количества инфраструктуры стоит не только в Омске, но и в других городах, где мы работаем. Тут проблема курицы и яйца. Что появилось раньше? В большинстве случаев, когда мы приходим к властям с данными о том, как люди используют сервис, обсуждение идёт легче. Когда приходишь с информацией, то проблематика обсуждается гораздо лучше, чем когда ты просто говоришь, постройте, пожалуйста, инфраструктуру. У нас нет особых требований с точки зрения инфраструктуры. Мы работаем рамках тех ПДД, которые были приняты»
Дмитрий Чуйко, основатель Whoosh

В развитии заинтересованы и компании, и власти

На конференции Whoosh также представили новую модель самоката, которую будут тестировать в Москве. В компании корреспонденту Om1.ru рассказали, что после тестов модель планируют отправить и в Омск, однако это вряд ли случится в этом сезоне.

Планируются следующие обновления:

  • дашборд, на котором будет отражаться важная информация, подсказки, навигация;
  • компьютерное зрение, которое позволит определить, где находится самокат, сколько вокруг людей, есть ли препятствия.

Компания также развивает технологии, которые могли бы предотвратить нарушение правил. Например, определить, если на одном самокате катаются двое, или если транспортом управляет ребёнок.

Новый электротранспорт представила компания Segway-Ninebot — велосипед для шеринга E-bike Urban A200. В его основе — искусственный интеллект, который распознаёт, когда водитель едет в гору, и автоматически добавляет скорость.

Ещё одно технологическое новшество — система беспроводной зарядки для самокатов. Марина Добринчук, директор по маркетингу и коммуникациям компании Reasonance, отметила, что такие батареи безопаснее — нет разъёмов, нет батареи, зарядка происходит без участия человека. Кроме того, это поможет организовать парковки в городе.

В целом в развитии молодого рынка средств индивидуальной мобильности будущее видят и компании, и власти. Дмитрий Митрошин отмечает, что МВД занимает лояльную позицию по отношению к пользователям СИМ, и видит в этом транспорте путь повышения безопасности дорожного движения.

 
 
 
«На сегодняшний момент развитие микромобильности рассматривается как часть формирования устойчивых транспортных систем. Это некий мировой тренд, который ещё на площадке ООН закреплён. Достигнет он своих целей тогда, когда движение будет организовано безопасно»
Дмитрий Митрошин, начальник НЦ БДД МВД РФ
Фото: Юлия Майстренко
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter