om1.ru
Мэрия заставляет омичей пересаживаться. И она права? Омич с нетипичным транспортным опытом рассуждает о том, что две пересадки — это действительно норма.

Мэрия заставляет омичей пересаживаться. И она права?

Омич с нетипичным транспортным опытом рассуждает о том, что две пересадки — это действительно норма.
20 октября 2023, 18:00
Блоги

Мэрия заставляет омичей пересаживаться. И она права?
 
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
Об авторе:
Александр Зуев
журналист, путешественник

Есть у омской мэрии любимый тезис, который неизменно бесит омичей. Это фраза про пересадки — что в городе размером с Омск для того, чтобы добраться с окраины в центр, нужно один раз пересесть. А если с окраины на другую окраину — то даже два. Сегодня вот эту мысль озвучил вице-мэр Владимир Куприянов — и омичей ожидаемо разбомбило.

А так ли он не прав, если задуматься? Просто для того, чтобы это понять, нужно оторваться от Омска и посмотреть, как работает общественный транспорт в других городах. Я в разное время бывал во многих из них, и российских, и за рубежом, и знаете что?

Оно там везде так.

Вот Москва. Если ты куда-то едешь, то обычно сначала на автобусе, потом на метро. Потом, опционально, ещё раз на автобусе. Иногда в эту схему включаются и городские электрички типа МЦК или парижского RER, иногда даже метро не надо — ты пересаживаешься с автобуса на трамвай или с трамвая на автобус. И всем нормально.

Почему? Потому, что это удобно. Да, иногда прямой автобус есть. Но придёт он через полчаса, а за эти полчаса ты уже доедешь с пересадкой, сделаешь дела и двинешься обратно. Ещё один плюс — такой подход даёт больше свободы. Где-то пробка или ремонт дороги? Где-то автобус сломался и не вышел в рейс? Просто берёшь и едешь другим маршрутом. Так что в этом мэрия права.

А в чём она не права?

Во многом. И, во-первых, в самой организации движения. Для того, чтобы ты комфортно ехал с пересадкой (да даже и без пересадки), транспорт должен ходить предсказуемо и по расписанию. То есть — не стоять в пробках. То есть — выделенки.

Не какие-то огрызки, а непрерывные выделенные полосы по Маркса, Гагарина, Интернациональной, Красному Пути, Маяковского, 10 лет Октября — через весь центр и все потенциально пробочные места. Если этому мешает парковка — переносим парковку, если неудобный выезд — переделываем выезд. Общественный транспорт не менее важен для города, чем водопровод или электричество, ради него можно и нужно чем-то жертвовать.

Второй важный момент — проездные и вообще билеты. Давайте посмотрим, например, на Будапешт. Больше 10 типов билетов: на одну поездку, на полчаса, на 90 минут, дневной, на месяц, квартал, год, для котиков, для велосипедов. И это удобно, потому что каждый может подобрать себе то, что удобно именно сейчас.

Омск по сравнению с этим сильно проигрывает. Билет с возможностью одной (!) пересадки в течение 45 минут удобен далеко не всегда. Ладно если тебе нужно за 20 минут доехать из Порт-Артура до вокзала, а потом час мчать в Амур. А если наоборот?

Вообще, знаете, есть ощущение, что билет на одну поездку — это уже анахронизм. Гораздо удобнее, когда человек покупает не поездку, а услугу — перевозку себя куда-то на протяжении определённого времени. И если ты заплатил общественному транспорту за 90, скажем, минут, то какая разница, сколько раз и на чём в итоге проедешь?

Да, конечно: в Омске тоже есть проездные. Однако их гораздо меньше (безлимитных — всего два типа, на месяц и на 15 дней), а стоят они… хм… ну как бы вам сказать. Вот для примера в Будапеште месячный проездной стоит на наши деньги примерно 2,5 тысячи, а если брать сразу на весь год, выйдет по 2,3. То есть один проездной по цене равен примерно 20 разовым поездкам. В Омске аналогичный проездной стоит 2 100 рублей, и для того, чтобы он окупился, придётся проехать… 84 раза. Минимум.

И по омичам видно, что они либо не в курсе про опции безлимитного проезда и пересадок, либо не считают их актуальными. Потому что любое возмущение пересадками начинается со слов «опять хотят с нас побольше денег содрать», и это возмущение понятно.

Поэтому Омску нужно больше опций. Нормальные пересадочные билеты с неограниченным количеством пересадок, и не на 45 минут, а на 90, чтобы можно было без проблем доехать из любой точки города в любую. Нужны ли, например, дневные проездные или «билеты выходного дня» — уже более сложный вопрос, Омск всё-таки не туристический город, поэтому нужно проводить опросы, считать спрос.

Короче, резюмируя. Две мысли.

  1. В последние годы мэрия сделала много реально крутых вещей с общественным транспортом. Покупка новых автобусов, троллейбусов (!), трамваев (!!!), внедрение безнала, доработка сервисов с расписанием. Однако за один угол этот квадрат не поднять, нужно проводить масштабную работу с билетами, приложениями, проездными, нужно рассказывать горожанам про всё это, пропагандировать. А ещё жёстко и через конфликт прокладывать выделенки. Иначе не взлетит.
  2. Не любите пересадки? Вы просто не умеете их готовить!

Оставить свой комментарий и рассказать, как видите ситуацию с транспортом и пересадками, вы можете в нашем паблике в ВК.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter