Рост оптовых цен на бензин вновь ускорился: в начале сентября из-за сокращения поставок топлива на внутренний рынок цены увеличились на 1,6–1,7%, пишет «Коммерсантъ». Так, в июле и августе нефтяники сократили производство бензинов по сравнению с планом на 233 тысячи тонн и 140 тысяч тонн соответственно, снизив поставки на внутренний рынок на 280 тысяч и 209 тысяч тонн. Это связано с ремонтом на нескольких крупнейших НПЗ в России и Белоруссии.
Ранее Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям увеличить запасы бензинов под ремонты, доведя их к 1 сентября до 1,75 млн т, но сделать это им не удалось: объем резервов сейчас составляет 1,55 млн т. Не выполнили рекомендацию «Роснефть», «Газпром» и «Газпромнефть», справились — ЛУКОЙЛ, «Татнефть» и нефтяная компания «Альянс».
При этом, по словам источника издания, в целом за год отставание от плана по бензинам составляет уже более 1 млн т, и объяснить это авариями на Ачинском НПЗ и Сургутском заводе стабилизации конденсата можно «лишь частично». Однако сами нефтяники списывают все на то, что им необходимо провести значительные работы по модернизации НПЗ из-за перехода на выпуск топлива только стандарта «Евро-5» с 2016 года.
Несмотря на рост цен, Минэнерго считает, что ситуация с топливом стабильна, а «предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме». Хотя уже сейчас есть случаи, когда в поставках ограничены АЗС, не связанные с крупными корпорациями.
ФАС открыто называет действия нефтекомпаний сознательной недопоставкой топлива на рынок. Ведомство предупредило, что в случае продолжения такой практики готово принять меры.
Ранее Владимир Путин поручил ФАС «внимательно следить и оперативно реагировать» на изменения цен на топливо, и на рынке это было воспринято как поручение сдержать рост розничных цен на бензин, которые вносят значительный вклад в потребительскую инфляцию.
В издании отмечают, что правительство сейчас сосредоточено на борьбе с ускорением инфляции: если ее не удастся сдержать, ЦБ придется поднимать ставки, повышая при этом стоимость кредитования для экономики.