Перспективы ремонта автомобильных дорог в Омске обсудили специалисты городского хозяйства и финансов на заседании ЖКХ-клуба.
Ни для кого не секрет, что с приходом весны в Омске не только тает снег, но и странным образом исчезает асфальт. На самом деле ничего удивительного в выбоинах и ямах на дорогах нет. Во-первых, в Омске непростые погодные условия. Вода попадает в трещины на дорогах, несколько раз замерзает и тает, в результате происходит разрыв покрытия. Во-вторых, дороги в Омске строились в 70–80-х годах прошлого века. Сегодня к конструкции дорожной одежды применяются совсем другие требования, чем это было 30–40 лет назад. Типичным проявлением несоответствия дорожного покрытия современным условиям эксплуатации является колейность возле городских светофоров. В-третьих, омские дороги требуют ежегодного ремонта. Но из года в год в Омске не хватает финансирования на капитальный ремонт всех магистралей, соответственно, дороги вовремя не ремонтируются и, как следствие, ускоряется их износ.
Так почему же ежегодно возникает это недофинансирование, и какие средства из бюджета направляются на ремонт дорог?
Налог есть, а дорог нет
Ежегодно каждый омский автолюбитель уплачивает в бюджет региона транспортный налог. Причем чем мощнее двигатель автомобиля, тем больше это налог. У омских автомобилистов закономерно возникает вопрос о том, куда же уходят деньги, получаемые регионом в виде транспортного налога. Кажется очевидным, что хотя бы какая-то их часть должна идти на ремонт дорожного покрытия. Вопрос упирается в российское законодательство.
Людмила Украинская, заместитель директора департамента финансов и контроля администрации Омска:
— Механизм поступления налоговых отчислений определен бюджетным кодексом. Там прописано, в какой уровень бюджета какие налоги поступают. По законодательству транспортный налог полностью поступает в бюджет субъекта федерации. Другими словами, все транспортные налоги, уплаченные омскими водителями, отправляются в областную казну. В 2014 году областной бюджет получил 1 млрд 183 млн рублей транспортных налогов. А на 2015 год запланировано поступление 1 млрд 269 млн рублей. Городскому бюджету эти поступления не идут. Бюджетный кодекс также позволяет субъекту федерации принять решение о выделении местному бюджету каких-то отчислений с налоговых сборов. Но в отношении города Омска такого решения не принято.
Получается, что на деньги, поступающие от уплаты омскими автомобилистами транспортного налога, ремонтируются дороги не в самом городе Омске, а в области. Аналогичная ситуация получается и со штрафами ГИБДД. Все поступления идут в областной бюджет, а не в городской. Людмила Украинская отмечает, что в 2015 году в областной бюджет планируется получить 730 млн рублей только от уплаты автомобилистами штрафов.
|
---|
На деньги от оплаты штрафов ГИБДД ремонтирует областные, а не городские дороги. Фото: carzclub.ru |
Федералы помогут
Довольно часто в омских СМИ появляется информация о том, что из федерального бюджета Омскому региону выделили определенную сумму денег на приведение в порядок дорожной сети. Однако и с этой статьей финансовых поступлений в регион не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Людмила Украинская объясняет, что федералы выделяют средства преимущественно на реконструкцию и строительство дорог, а не на ремонт. Применить федеральные деньги можно только по их целевому назначению. Она также отмечает, что активное финансирование дорожного строительства в области со стороны федералов началось в 2008 году, когда было подписано соглашение о подготовке города к юбилею. В 2015 году на строительство и реконструкцию дорог в Омске из федерального бюджета планируется получить 551 млн рублей. Эти деньги будут потрачены на улицы Донецкая, Андрианова и 15-я Рабочая.
Дополнительно Омская область в 2015 году может получить из федерального бюджета еще 721 млн рублей на реконструкцию и строительство дорог. Какая сумма из этих средств достанется именно городу, пока неизвестно. И с получением этих денег тоже есть сложности.
Людмила Украинская:
— Сложность в получении денег из федеральной субсидии в 721 млн рублей в том, что строить дороги на эти деньги нужно при одном условии. Дело в том, что 1 км дороги, построенный за счет федеральной субсидии, по стоимости не должен превышать 17 млн рублей. Но в нашем случае стоимость 1 км городской дороги обходится в 2–2,5 раза дороже. Нам ведь не только асфальт нужно уложить, но и демонтировать старое полотно, установить дорожные знаки, светофоры, нанести разметку. За 17 млн рублей мы можем построить километр двухполосной дороги, а в городе требуются дороги четырех- и шестиполосные, иначе город окончательно задохнется в пробках. Эта субсидия в 721 млн рублей предполагает, что область должна удвоить средства на строительство дорог. Если источники финансов будут найдены, то, конечно, часть федеральной субсидии пойдет на строительство дорог в городе. Вопрос находится в работе, решается, на какие дорожные объекты будут направлены эти федеральные средства.
|
---|
На федеральные деньги можно построить или реконструировать дорогу, но не отремонтировать ее. Фото: agropostavka.com.ua |
Стоит отметить, что в 2015 году федералы выделят деньги и на ремонт дорог. Омская область планирует получить субсидию в 286 млн рублей. Из них 200 млн рублей будут направлены на ремонт дорог именно в городе. Перечень дорожных объектов, которые на эти деньги будут отремонтированы, сейчас обсуждается.
Подлатаем!
Получается, что транспортный налог и штрафы ГИБДД не идут на ремонт дорог в городе, федеральные деньги поступают преимущественно на реконструкцию и строительство, а ремонтировать городские магистрали приходится на муниципальные средства. Денег этих не хватает, чтобы проводить весь необходимый объем работ по содержанию и ремонту дорог. И здесь ведь речь идет не только о залатывании ям, но и о содержании и установке светофоров и дорожных знаков, нанесении разметки и так далее.
Людмила Украинская:
— Ежегодно в бюджете на содержание, ямочный и текущий ремонт дорожных объектов требуется 2,5 млрд рублей. У нас же на 2015 год в бюджете на все дорожные дела есть только 1 млрд 200 млн рублей, это при учете средств из федерального и областного бюджетов. Фактически в городской казне на содержание и ремонт дорог заложено 662 млн рублей, то есть это 30% от необходимой суммы. Вот и получается, что у нас недостаточно средств, чтобы провести полноценный ремонт, а не просто залатать ямы.
Вот так из года в год чуть ли не основным видом ремонта омских дорог становится аварийно-восстановительный, иначе говоря, ямочный. В 2015 году на такой ремонт заложено 64 млн рублей. Фактически на эти деньги должны быть проведены работы на всех дорогах, где есть ямы. Эти улицы хорошо известны омичам, ведь ямочный ремонт на них проводится каждый год. В департаменте городского хозяйства понимают, что такой вид ремонта приносит только временный результат, часто одни и те же ямы приходиться закрывать дважды за лето. Но не проводить аварийно-восстановительные работы дорожники не могут.
Александр Фрикель, первый заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Омска:
— Уже сейчас мы провели ямочный ремонт на тех участках дорог, где вода уже ушла: на мосту 60-летия ВЛКСМ, на улицах Заозерная, 70 лет Октября, Конева, Авиационная, на проспекте Мира и других. Работы ведутся во всех округах города. Темпы еще низкие, потому что на многих магистралях еще остается вода. Долговечность ямочного ремонта разная, от многих факторов зависит. Где качественно проведены работы, заплатка сохраняется на весь сезон, где-то происходит выкрашивание. Но не проводить аварийно-восстановительные работы мы не можем, учитывая сегодняшнее состояние дорог в городе. Мы обязаны обеспечить безаварийный проезд автомобильного транспорта, не допустить повреждения автомобилей на выбоинах.