Минпромторг подготовил проект постановления правительства, который запрещает господрядчикам использовать значительную часть импортной техники: бульдозеры, катки, грейдеры, экскаваторы, автобусы, троллейбусы, грузовики, автокраны и уборочную спецтехнику. Покупать эти товары госзаказчикам запрещено уже более года, однако Минпромторг хочет распространить запрет и на наем подрядчиков при строительстве дорог, перевозке грузов и пассажиров, уборке улиц, пишут «Ведомости».
Если компания претендует на госзаказ, то с 2017 года 10% ее оборудования должно быть произведено в странах Таможенного союза. Ежегодно доля будет расти на 10 пп. и с 2021 года достигнет 50%. Вдвое выше должна быть доля многоковшовых экскаваторов, легковых автомобилей и грузовиков (массой 5–20 т). Пока что доля считается от количества техники, но этот вопрос еще открыт.
В министерстве считают, что запрет стимулирует иностранцев вкладывать в производство в России. «Локализуйте производство или заключайте специальный инвестиционный контракт — и вы получите преференции», — указывает замминистра промышленности Виктор Евтухов, отмечая, что правила ВТО при этом не нарушаются.
В Минэкономразвития проект пока не поступал, но прежде оно было против таких ограничений: если компания использует импортную технику, то ей придется тратиться на российскую, а это дополнительные издержки и рост цен на услуги. Как отмечает представитель МЭР, нужно учитывать не только способность отечественной промышленности произвести оборудование, но и его конкурентоспособность.
Чиновник Минпромторга уверен, что качество дорог от этого законопроекта не пострадает, половина техники может быть иностранной. Однако представитель ДСК «Автобан» не согласен: от дороги нужны безопасность и долговечность, однако ни то, ни другое российское оборудование обеспечить не может, утверждает он. Эксперт в области транспортного строительства Павел Турбанов его поддерживает: есть задачи, с которыми российское оборудование не справляется, иностранная техника более производительная.
По словам Турбанова, 10% к 2017 году — невысокий порог, такую долю могут обеспечить российские производители грузовой техники, бульдозеров, грейдеров, автокранов или локализованное иностранное производство. Однако 50% к 2020-му — это уже критично, придется просто отказаться от покупок иностранной спецтехники, считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Гендиректор российского представительства зарубежной компании говорит, что сейчас ни одна зарубежная компания не выполняет требований по локализации, установленных Минпромторгом, потому что использование российских компонентов может ухудшить качество продукции.