Каковы предпосылки разработки нового законопроекта?
— В июле 2015 года был принят федеральный закон № 220 об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа. Согласно этому закону, до 11 января 2016 года субъекты Российской Федерации должны привести в соответствие с его требованиями нормативно-правовую базу региона. Мы этим занялись и разработали соответствующий региональный законопроект, который сейчас принят к рассмотрению Заксобранием. Положения нового документа должны привести к серьезным переменам в сфере перевозок. Фактически у нас должны исчезнуть нелегальные перевозчики, которые зачастую пренебрегают правилами безопасности, а также оттягивают часть пассажиропотока на себя, что ведет к недополучению прибыли легальными работниками.
Что принципиально меняет новый закон?
— Самое важное новшество в том, что перевозчики за несоблюдение положений нового закона будут нести административную ответственность. Требования к ним мы можем устанавливать самостоятельно на региональном уровне. Одно из таких новых правил — обязанность перевозчиков передавать организаторам перевозок (минтранс, дептранс, муниципалитеты) сведения о позиционировании транспортных средств при помощи ГЛОНАСС. По условиям лицензирования, перевозчики и так обязаны оснащать все свои машины навигационной системой. Но раньше они не должны были передавать сведения организатору перевозок. Логично, что это делать надо, потому что соответствующие органы должен контролировать соблюдение расписания движения транспортных средств, схемы маршрутов. У нас уже создана и тестируется региональная навигационная система, которая будет мониторить все маршруты. Мы сможем видеть, выполнил перевозчик рейс или нет, соблюдались ли расписание и схема маршрута. Если будут зафиксированы нарушения, перевозчик обязан будет отчитаться.
Теперь на каждое транспортное средство будет выдаваться карта маршрута, то есть у каждой машины появится специальный документ. Контролировать наличие этих бумаг будет управление госавтодорожного надзора Омской области. За отсутствие карты маршрута водитель пассажирского транспорта будет получать штраф в размере 5 000 рублей, а перевозчик —
300 000 рублей.
Еще одно требование состоит в том, что перевозчик теперь обязан будет передавать организатору перевозок сведения о водителях. Нам это нужно, потому что статистику аварий по вине водителей пассажирских транспортных средств ведет ГИБДД, но в ней нет данных по каждому перевозчику. А нам при выборе на конкурсной основе перевозчиков необходимо знать, какие у каждого перевозчика есть водители: каков их стаж, водительские категории и тому подобное. Мы будем это знать, когда нам эти сведения начнут передавать сами перевозчики. Они уже недовольны нововведением, но мы по закону имеем право получать доступ к этой информации.
В новом законе также прописаны требования к стоянкам пассажирского транспорта в ночное время. Сейчас можно наблюдать, как ночью маршрутки стоят во дворах жилых домов. Этого быть не должно. Согласно новому закону, с 22:00 до 6:00 стоянка пассажирского транспорта должна осуществляться в специализированных местах. Требования к таким парковкам еще разрабатываются федеральным минтрансом, но состоять они будут, скорее всего, в следующем. Во-первых, это безопасность. Нужно исключить возможность попадания в пассажирские транспортные средства опасных предметов, в том числе взрывчатых устройств. Во-вторых, на спецплощадках обязательно должен быть медик, которого все водители обязательно утром должны посетить. В-третьих, технический контроль, перед выпуском машины в рейс ее должен проверить механик. Сейчас подобные требования муниципальные предприятия выполняют, но есть перевозчики, которые этого не делают. В данный момент мы проводим мониторинг, выясняем какие стоянки пассажирского транспорта смогут соответствовать будущим федеральным требованиям, а какие нет.
Изменения коснутся и порядка конкурсного отбора перевозчиков. Появятся маршруты с регулируемыми и нерегулируемыми тарифами. Если организатор перевозок будет понимать, что на определенном маршруте ездят социально незащищенные слои населения, а экономически обоснованная стоимость проезда для них может быть велика, то маршрут будет субсидироваться, он будет регулируемым. Если организатор перевозок определяет, что маршрут может работать по нерегулируемым тарифам, то перевозчик в этом случае будет самостоятельно устанавливать ту стоимость проезда, которую посчитает экономически выгодной. Сегодня установкой тарифа занимается РЭК. Но мы полагаем, что к резкому росту стоимости проезда на несубсидированных маршрутах нововведения не приведут. Возить по высокой стоимости перевозчику будет невыгодно, потому что пассажиропоток уйдет к другим перевозчикам. Скорее всего, разность стоимости проезда будет колебаться в пределах 2–4 рублей.
Не приведут ли нововведения к сокращению количества пассажирского транспорта?
— Сейчас мы формируем новый реестр маршрутов. Мы понимаем, что на каких-то маршрутах есть нелегальный перевозчик, представляем, какой пассажиропоток он оттягивает на себя. Соответственно, просчитываем, как мы сможем дозагрузить тот легальный пассажирский транспорт, который работает сейчас, после того, как нелегальный уйдет. Если необходимость возникнет, то пустим дополнительный транспорт.
Конечно, переход к новшествам будет постепенный. Действовать положения нового закона, если он будет принят в ноябре, начнут с 11 января 2016 года, а административная ответственность перевозчиков наступит с 15 июля 2016 года. У перевозчиков будет время подготовиться и перестроиться. А кто не хочет входить в правовую сферу, тот не должен работать на рынке.