В ноябре исполнился ровно год с момента введения системы «Платон». За это время по стране прокатилась волна забастовок дальнобойщиков, митингов и протестов. Водителям удалось добиться снижения тарифов, правда, ненадолго — к следующему лету они снова вырастут. Правительство решило не упускать своего: раз уж транспортные компании все равно платят налог, то можно его расширять. Например, ввести плату за проезд по дорогам общего пользования для грузовиков массой меньше 3,5 тонн.
Споры вокруг «Платона» не утихают и, видимо, не утихнут. С недовольными и обиженными все понятно: это перевозчики и транспортные компании, у которых к транспортному налогу и акцизам прибавилась еще одна существенная статья расходов. Портал 66.ru изучил, кто выиграл от введения «Платона».
В первую очередь от новых поборов выиграло государство. А также семья бизнесмена Аркадия Ротенберга. Этот факт настолько очевиден, что говорить о нем не имеет смысла.
Дороги, дорожники и автомобилисты
|
---|
Организаторы «Платона» подвели итоги первого года работы. |
Идея создания «Платона» возникла после того, как налоговый дисбаланс в транспортной отрасли привел к перетоку грузов в автомобильный транспорт, в связи с чем увеличилась нагрузка на российские дороги. 100% сборов (во всяком случае так нам обещал президент РФ Владимир Путин) идут в дорожный фонд, а оттуда — все до копейки на ремонт региональных дорог. Надо сказать, что жаловаться Екатеринбургу особо не на что: из 23 млрд руб. уральская столица получила от «Платона» 450 млн руб. Правда, еще один миллиард, о котором просил Евгений Куйвашев, Свердловская область так и не дождалась.
Как рассказал Порталу 66.ru генеральный директор компании «Лорри» Юрий Ступак, для того чтобы выиграли дорожники, сборы по «Платону» должны быть на сто процентов прозрачными, а государство должно вести честную игру.
Юрий Ступак, гендиректор «Лорри»:
— После введения «Платона» должны выиграть дорожники, и мы должны увидеть, что трассы у нас стали лучше. Вроде действительно сейчас много строят, и на это требуются большие деньги. Не только дороги, тот же Керченский мост надо как-то строить. Всё это понятно. Непонятно, почему опять за наш счет.
Теоретически от «Платона» должны выиграть и сами дальнобойщики: ведь чем лучше дорога, тем меньше износ машины. Однако пока сумма сбора несоизмеримо больше, чем получает город и область на ремонт. По словам Ступака, за месяц компания платит по «Платону» 10 млн руб. То есть за год — 120 млн.
Юрий Ступак:
— Транспортный налог, который планируют перезачесть за уплаченные по «Платону» средства, составляет всего 15 млн руб. в год. То есть мы будем платить не 120 млн, а 105 млн. Но пока транспортный налог не отменили, а акцизы на топливо подняли уже в два раза…
|
---|
Екатеринбург получил за счет новых сборов с дальнобойщиков 450 млн руб. на ремонт дорог. |
Железная дорога и водный транспорт
Еще один победитель в борьбе дальнобойщиков с «Платоном» — железная дорога. По словам Ступака, у железнодорожников не появилось такой резкой прибавки по налогам, как у перевозчиков-автомобилистов. Поэтому РЖД оказалась в выигрыше.
Правда, по факту, несмотря на такую «платоновскую» помощь, железнодорожные перевозки все равно дороже автомобильных. Поэтому массового перехода к ним так и не произошло.
Как рассказали Порталу 66.ru в пресс-службе СвЖД, погрузка на Свердловской железной дороге в октябре 2016 г. составила 11,6 млн тонн. Среднесуточная погрузка достигла 375,9 тыс. тонн. Оба этих показателя соответствуют показателям прошлого года. Грузооборот вырос на 4,2% и составил 17,77 млрд тарифных тонно-километров. Погрузка с января по октябрь 2016 г. составила 115,6 млн тонн, что на 1% больше, чем за аналогичный период 2015 г.
Министр транспорта, руководитель Росморречфлота Виктор Олерский ранее заявлял, что введение платы за проезд большегрузов по федеральным трассам способствует переориентации части грузов с автомобильного на водный транспорт. По мнению Олерского, необходимо добиться ситуации, когда автомобильный транспорт будет использоваться преимущественно для перевозок на короткие расстояния, железнодорожный — на средние и дальние, а водный — для перевозок больших по объему партий груза на дальние расстояния.
Виктор Олерский, руководитель Росморречфлота:
— Грузопотоки переключаются, и мы это почувствовали. В ноябре заканчивалась навигация, и когда стали внедрять «Платон», народ пошел на воду. Во всяком случае количество предложений на перевозку щебня, нерудных материалов увеличилось. Значительно.
Летом министр транспорта РФ Максим Соколов на заседании президиума Госсовета по развитию внутренних водных путей заявлял, что тариф в системе «Платон» могут повысить на время речной навигации.
«Серые» перевозчики
Именно вывести из тени бизнес грузоперевозок — и было одной из задач новой системы. Якобы «Платон» должен был повысить прозрачность рынка.
Владимир Путин, президент России:
— В автомобильной отрасли налоги платят — отчасти только платят за инфраструктуру, через акциз на бензин, но только отчасти. А в других отраслях полноценная уплата за инфраструктуру. Часть грузов стала перекочевывать на автодороги. Возникло огромное количество грузовиков, которые негативно на нее влияют. А налог платят одинаково. Эксперты считают, что при разгоне-торможении влияние на полотно грузовиков 12 тонн разрушительно влияет, больше, чем легковушки. А платят одинаково. У нас отменили лицензирование этого вида деятельности. На практике привело, что появилось большое количество людей, которые просто покупают большегрузы и пользуются. Это абсолютно «серая» схема экономики.
Однако по мнению самих участников рынка, такие «серые» перевозчики были и есть. «Серые» перевозчики выигрывают не только от «Платона». А от того, что они вообще ничего не платят», — прокомментировал ситуацию Юрий Ступак. Может, от введения «Платона» они не выиграли, но и не проиграли точно.
P.S. Как себя чувствуют перевозчики
Как только было объявлено о введении «Платона», противники системы заговорили о том, что малый и средний бизнес разорится, цены на продукты взлетят до небес, а все перевозки уйдут в «серый» сектор. Тем не менее компании-грузоперевозчики выжили. Конечно, не все. Но обвинять в закрытии на 100% только «Платон» тоже было бы неверно.
Юрий Ступак:
— Я не знаю, из-за чего некоторые конкретные компании загнулись. То ли из-за одного «Платона», то ли из-за всего вместе. Но то, что они сдыхают, видно наяву. «Транссиб Урал» — 200 машин было в Екатеринбурге, нет больше предприятия. Теперь вот говорят о том, что нужно повышать тарифы с 1 июня 2017 г. — до 3,06 руб. Что мы можем? Говорить: «Не делайте этого»? Мы говорим, но нас не слушают. Безусловно, мы платить будем, куда мы денемся? Пока сможем… а дальше — как получится.
Сейчас тариф «Платона» составляет 1,53 руб. за километр вместо изначально запланированных при создании системы 3,73 руб. Ранее Минтранс предложил повысить тарифы с февраля 2017 г. до 2,61 руб. за километр, с июня того же года — до 3,06 руб. за километр. Возврат к уровню изначального тарифа необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети. Это позволит расширить список регионов, которые получат деньги на ремонт и строительство дорог, а также мостов и путепроводов.
Источник: 66.ru