Сегодня, 19 апреля, комиссия УФАС по Омской области провела открытое заседание по поводу рекламного плаката, успевшего печально прославиться на всю Россию. Напомним, что на нём нарисована Родина-Мать, призывающая оформить загранпаспорт. Владелец туристической фирмы «Артём» Артём Сергеев оправдывался, что ничего плохого в виду не имел. Чтобы не быть голословным, бизнесмен принёс иллюстративный материал — несколько крупноформатных плакатов, смотанных в рулон.
|
---|
«За три года этот плакат никто не замечал»
Артём Сергеев рассказывает: в туристическом бизнесе он уже 20 лет, из которых 16 — во главе фирмы «Артём». Плакат, из-за которого разгорелся сыр-бор, был отпечатан ещё три года назад в единственном экземпляре. Всё это время реклама висела на первом этаже в торговой галерее многофункционального комплекса «Миллениум». Предприниматель регулярно платил за аренду рекламной площади. Большой неожиданностью для него стали звонки и письма от антимонопольной службы, поступившие после 17 марта. Рекламу турфирмы «Артём» объявили оскорбительной. УФАС потребовало, чтобы компания убрала плакат.
Артём Сергеев, директор и учредитель ООО «Турфирма “Артём”»:
— Когда я получил письмо из ФАС, я сразу заказал новый плакат. Моя цель была — только привлечь внимание. За всё это время, что там висел этот плакат, его никто не замечал. Один раз заметили — сразу раздули шумиху. Уже до Москвы дошло.
Предприниматель думает, что на плакат могли пожаловаться конкуренты. Антимонопольная служба называет источником информации публикацию в СМИ.
Тамара Шмакова, заместитель руководителя омского УФАС России:
— Поступили обращения из средств массовой информации о том, что размещается именно такая реклама, в которой используется образ, сходный практически до степени смешения с образом Родины-Матери с известного плаката Ираклия Тоидзе. По результатам проверки омское УФАС России действительно выявило факт размещения такой рекламы по адресу, который был указан. Помимо этого мы установили также иные нарушения.
Чтобы расставить все точки над «i» и дать бизнесмену возможность объясниться, УФАС назначило заседание комиссии.
|
---|
«Визы открывают не турфирмы, а консульства»
На заседании выяснилось, что претензий к турфирме больше, чем сообщалось ранее. «Антимонопольщикам» показался подозрительным и текст на плакате.
Альберт Морозов, член комиссии омского УФАС:
— Утверждение: «Мы не отменяем визы уже 17 лет. Успешно открываем визы», — данная информация является недостоверной, поскольку выдача и открытие виз осуществляются исключительно государственными органами и дипломатическими представительствами.
Однако бизнесмен с этим обвинением не согласился.
Артём Сергеев:
— Я занимаюсь оформлением виз уже на протяжении 20 лет. Мы оформляем документы для получения визы. Визу выдаёт непосредственно консульство. Я пишу, что мы оформляем пакет документов и консультируем людей, и за счёт того, что мы правильно это делаем, люди получают визы в те страны, в которые они желают. Я никогда не говорил, что я консульство и сам выдаю визы. На проспекте Маркса штук десять плакатов, на которых написано: «Виза». Вы это не замечаете. А около лифта мою малюсенькую рекламу заметили.
Кто прав в этом споре, стороны так и не договорились. Потому что всё внимание перетянуло на себя разбирательство по поводу иллюстрации на плакате. Это, в формулировке УФАС, «образ женщины в жёлтых солнцезащитных очках, с заграничным паспортом в руке, который сходен с образом Родины-Матери с плаката времён Великой Отечественной войны».
|
---|
Плакат в «Миллениуме». |
«Берегите Родину — отдыхайте за границей!»
Предприниматель Сергеев возмутился: все улицы Омска увешаны огромными баннерами с рекламой «публичных домов и проституток» (очевидно, имеется в виду реклама релакс-салонов), однако отвечать перед законом пришлось сравнительно небольшому плакату рядом с лифтом. По словам бизнесмена, его дизайнеры просто творчески подошли к делу, безобидно обыгрывая популярный образ.
Тут настал черёд иллюстративного материала. Владелец турфирмы развернул другой свой плакат — со Статуей Свободы вверх ногами. Мол, тоже творческий подход, но если вдруг граждане США пожалуются — уберём. Затем продемонстрировал новую версию плаката для «Миллениума», которую иллюстрировало незатейливое изображение загранпаспорта.
Побывал на заседании и знаменитый плакат, несколько недель назад покинувший стену в «Миллениуме». Сергеев пригласил ещё раз рассмотреть рекламу, подчёркивая: никаких непристойностей в ней нет и ни к чему дурному она не призывает. В перерыве предприниматель более подробно разъяснил журналистам свою позицию.
Артём Сергеев:
— На плакате есть образ, схожий с Родиной-Матерью. Но там не было никакой цели обидеть кого-то. У меня дед и прадед воевали. Если бы хоть раз пришёл ко мне кто-то и сказал, что плакат кого-то может обидеть, он сразу был бы снят. Этот образ что, рекламирует что-то пошлое? Звали на войну — и люди становились солдатами. Сейчас, наоборот, открытые границы. Человек может путешествовать по всему миру, куда захочет. Образ держит открытый паспорт с визой. Ничего пошлого, ничего гадкого в этом нет. Там не один в один образ. Очки — это уже не тот образ. Сейчас я везде на плакатах и календарях пишу: «Берегите Родину — отдыхайте за границей!»
|
---|
«Решается вопрос о возбуждении административного дела»
Несмотря на все доводы бизнесмена, комиссия УФАС признала рекламу ненадлежащей — то есть нарушающей закон.
Тамара Шмакова, председатель комиссии УФАС:
— Комиссия признала рекламу, распространённую ООО «Турфирма “Артём”», ненадлежащей. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе турфирме «Артём» не выдавать в связи с устранением ненадлежащей рекламе. Также комиссия решила передать материалы дела должностному лицу омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Артём Сергеев заявил, что пока не собирается оспаривать решение комиссии в арбитражном суде. Но, возможно, изменит свои планы — когда как следует разберётся в письменном документе и обдумает ситуацию.
|
---|
Оригинальный плакат Ираклия Тоидзе «Родина-Мать зовёт» |
«Когда такие изображения начинают коверкать, это вызывает негативный отзыв»
Как пояснила Тамара Шмакова журналистам, в исторической памяти с Родиной-Матерью связано слишком много трагического, чтобы считать креатив по поводу этого образа нейтральным.
Тамара Шмакова:
— Запрещается использовать в рекламе оскорбительные образы. Этот безусловный запрет установлен частью 6 статьи 5 федерального закона «О рекламе». Образ, который использовался в данной рекламе, мы считаем оскорбительным, потому что тот плакат, который размещался в годы Великой Отечественной войны, — это общеизвестное художественное произведение. Когда такие изображения начинают коверкать, это вызывает правомерный негативный отзыв. Надеть на лицо изображаемого персонажа солнцезащитные очки — это неправильно.
Если в отношении турфирмы «Артём» всё же возбудят административное дело и признают её виновной, то юрлицу грозит штраф на сумму от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Впрочем, у фирмы останется возможность обжаловать наказание в арбитражном суде.
В заключение Шмакова отметила, что омская антимонопольная служба уже не в первый раз сталкивается с рекламой, оскорбляющей историческую память. За последние 10 лет УФАС привлекло к ответственности магазин «Федорина радость», который рекламировал с помощью Родины-Матери свою посуду, и фирму по установке пластиковых окон, на плакате которой красовался солдат в форме времён Великой Отечественной войны.