В ноябре 2017 года врио губернатора Александр Бурков провел первый совет глав муниципальных образований и поставил перед ними задачи по эффективному расходованию имеющихся средств и наращиванию собственных доходов. В ходе совещания было принято решение о том, что в Омской области пройдет процедура защиты районных бюджетов. Подробную информацию о принятых расходных обязательствах в разрезе отраслей и в сопоставлении с имеющимися доходными источниками главы районов представят до конца II квартала в Министерство финансов Омской области. После чего ведомство оценит обоснованность расходов местных бюджетов.
|
---|
Как пояснили порталу Om1.ru, результаты защиты районных бюджетов будут сведены во второй половине года и применены в IV квартале при распределении между муниципалитетами дополнительной нецелевой поддержки по новой методике. Также при планировании регионального бюджета на 2019 год новая методика будет применена к распределению между муниципалитетами всего объема нецелевой поддержки. Основываться методика будет на «модельном подходе, который сейчас активно внедряет в работе с регионами Правительство РФ».
Вадим Чеченко, министр финансов Омской области:
— Мы тоже намерены переоценить наши межбюджетные отношения с муниципалитетами, выстроив по итогам защиты районных бюджетов единую модель. Оценка местных бюджетов в рамках этой модели должна дать ответ на основной вопрос: в каких районах имеются избыточные расходы, а в каких районах, напротив, средств на исполнение тех или иных полномочий по объективным причинам недостаточно, и нужно дисбаланс устранять с помощью дотаций. Сейчас мы распределяем средства между районами, учитывая ряд критериев, — численность населения, налоговый потенциал территории, плотность населения, удаленность муниципалитета и так далее. А на ближайшее будущее ставим перед собой задачу: не оставляя без внимания все эти факторы, соотнести реальный обоснованный объем расходных обязательств каждого из районов с их бюджетными возможностями и при обнаружении каких-либо перекосов в финансировании муниципалитетов эти перекосы устранить.
Одними из первых свои расходы будут защищать Калачинский и Называевский районы.
Фридрих Мецлер, глава Калачинского муниципального района:
— Мы предоставим Министерству финансов всю необходимую информацию для оценки параметров нашего бюджета. Безусловно, мы, как и любой другой муниципалитет, хотим внимания к нашим нуждам, рассчитываем на дополнительную поддержку. Сегодня на муниципалитеты возложен ряд расходных обязательств по самым разным направлениям, доходных источников не хватает, поэтому дотации, которые выделяет регион, — важный инструмент для балансировки местных бюджетов.
Чеченко заявил, что у глав районов есть замечательная возможность повлиять на то, какими в дальнейшем будут межбюджетные отношения в регионе.
Вадим Чеченко, министр финансов Омской области:
— Сейчас идет перенастройка методики, и в рамках защиты местных бюджетов у районов есть возможность сформулировать свои финансовые потребности, доказать обоснованность расходов и важность учета тех или иных особенностей конкретной территории. Итоги проведенного анализа озвучим во второй половине года.
Непосредственно в качестве дотаций в текущем году муниципалитетам будет распределено порядка 4,9 млрд рублей, в том числе 3,2 млрд рублей — дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, 800 млн рублей — дотация на сбалансированность местных бюджетов и около 860 млн будет предоставлено в качестве субвенций районам на предоставление дотаций на выравнивание бюджетов поселений.
|
---|
В региональном Минфине порталу Om1.ru рассказали, какие районы сегодня наиболее обеспечены своими доходами, какие — наименее.
Министерство финансов Омской области:
— Обеспеченность районов собственными доходами существенно разнится в силу ряда объективных причин. Так, на первом месте по объему поступлений налоговых и неналоговых доходов по итогам 2017 года находится Омский район, собственные доходы которого без учета поступлений по дополнительному нормативу отчислений от НДФЛ составили 272,3 млн рублей. Следом за ним идет Калачинский район, у которого собственные доходы составляют 98,7 млн рублей (также без учета поступлений по дополнительному нормативу), затем в рейтинге значатся Тарский, Исилькульский, Таврический и Любинский районы. Замыкает рейтинг по объему налоговых и неналоговых доходов по итогам года Большеуковский район с суммой в 13,8 млн рублей (без учета поступлений по дополнительному нормативу). Но сделать выводы о бюджетной обеспеченности муниципалитетов только исходя из объемов их собственных доходов нельзя — численность жителей в районах, как известно, разнится, и в расчете на душу населения рейтинг будет выглядеть иначе.
С учетом ежегодно устанавливаемых для районов дополнительных нормативов по НДФЛ их собственные доходы в итоге по году складываются существенно выше, плюс немалую долю районных бюджетов составляют дотации.
Вадим Чеченко, министр финансов Омской области:
— Мы понимаем, что у районов разные финансовые возможности, и это объясняется объективными причинами. Но стремиться к тому, чтобы жители тех районов, где доходы отстают, этой разницы не ощущали, нужно, и поэтому бюджетная обеспеченность муниципалитетов до требуемых значений доводится за счет инструментов поддержки, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Во-первых, это передача на районный уровень дополнительных нормативов отчислений по НДФЛ, что позволяет нам непросто дотировать муниципалитеты, но и поддерживать их заинтересованность в развитии экономики самого района. Во-вторых, это прямые дотации, с помощью которых мы устраняем дисбаланс районных бюджетов, не допуская роста муниципальных долгов.