22 мая в Конгресс-холле состоялся круглый стол по итогам международной выставки Sial China в Шанхае, на которую ездила омская делегация в составе 10 компаний, а также главы Минэкономики Расима Галямова и министра сельского хозяйства Максима Чекусова. Предприниматели только накануне вернулись из Китая, где, по их признанию, самым сложным оказалось выдержать 40-градусную жару. В Омске они первым делом собрались подвести итоги.
По общему убеждению, омскую бизнесс-миссию в Шанхае ждал успех. Китайцы оценили любинскую сгущенку, кондитерские изделия и даже макароны, которые вообще-то не являются привычной для жителей Поднебесной едой. Заинтересовал их также омский алкоголь, а мороженое удостоилось золотой медали. Теперь компании ведут переговоры о поставках.
— У нас получился достойный стенд, который привлекал к себе внимание. Самый главный посыл — научиться работать на китайском рынке, зафиксировать наше присутствие и зайти вглубь Китая, — прокомментировал министр сельского хозяйства Максим Чекусов.
Китайский рынок — очень специфичный. Влияют и национальные гастрономические предпочтения, и общая традиционность менталитета. Например, китайцы очень уважают, когда бизнес сопровождает власть.
Расим Галямов, министр экономики Омской области:
— Специфика китайского рынка — масштабность, сотрудничество власти с бизнесом и традиционность. Для китайцев очень важно опираться на опыт. Там очень ценится, когда бизнес ведется совместно с властью. На переговорах мы говорили, что уже год успешно работаем в Маньчжурии, есть такие-то результаты, и мы предлагаем продолжить взаимодействие именно по такому же принципу. Когда это произносилось, коллеги с тысячелетним опытом национальной торговли сразу меняли свои позиции.
Поэтому бизнесмены в один голос благодарили за поддержку омское правительство, которое и само мечтает закрепиться на перспективном китайском рынке. Более того, участие проявили и местные власти: как рассказал Чекусов, чиновники Маньчжурии во главе с вице-мэром (там в прошлом году открылся Омский торговый дом) по собственной инициативе взялись сопровождать омскую делегацию в Шанхай, что тоже производило впечатление.
При этом в Китае российские продукты сейчас на пике популярности.
— В КНР сейчас существует культ российских продуктов. Они пришли на смену европейским и американским, поэтому у нас все козыри в руках, — поделилась наблюдением представитель компании «СибХолод» Ольга Кошевая.
В итоге все нацелены на дальнейшую экспансию на китайский рынок. В планах даже адаптировать некоторые продукты под местные запросы. Так, Поднебесную хотят завоевать омскими макаронами, которые производятся из пшеницы, притом что в Китае традиционно предпочитают рисовую лапшу. Однако у «Омской макаронной фабрики» свои стратегии.
— Никто не мешает нам разработать рецептуру китайской лапши, производить ее из нашей экологически чистой муки и поставлять в Китай. Поэтому давайте займемся этим и к следующей выставке произведем определенные марки китайской лапши. Ничего сложного в этом нет, — предложил Чекусов.
Особым спросом пользовались омская сгущенка, мороженое и сладости. Мороженое даже победило на конкурсе методом «слепых дегустаций», и с «СибХолодом» уже заключен тендер на поставки. Что касается сгущенки, то ее перспективы в Китае заметно улучшились после снятия запрета на ввоз молочной продукции.
Очень воодушевленно рассказывали о своем опыте кондитеры. Поездка Шанхай пробудила амбиции у фабрики «Сладонеж».
— У нас две жизни: до выставки и после. Мы уже подвели итоги: так или иначе наш продукт на рынке Китая востребован. У нас уже был опыт, но, наверное, мы слишком долго сидели в Омске. Амбиции у нас были маленькие. На выставке нам удалось провести переговоры с дистрибьюторами, на днях подпишем контракты. Наша цель — выйти на 1000 тонн ежегодно, — поделась представитель фабрики.
Просматриваются перспективы и у русской водки, хотя с учетом климата этот продукт в Китае не самый востребованный. Но некоторые готовы употреблять этот напиток и в жару: компании «Оша» удалось подписать договор на поставки.
— Продукт у нас довольно сложный, потому что климатические условия не позволяют употреблять его в больших количествах. Тем не менее мы подписали договоры и будем поставлять наш алкоголь, — сообщила представительница компании «Оша» Людмила Мыльникова.
Как выяснилось, пока бизнесмены продвигали свою продукцию, министры тоже не сидели сложа руки. Чиновники встретились с представителями восьми китайских городов, в которых по примеру Манчжурии хотят открыть торговые дома.
— Одной из стратегических целей на «Сиале» была работа с городами, где мы можем закрепиться. Мы встретились с представителями 8 городов с общим населением 60 млн человек. Идут переговоры по заключению соглашений. Мне кажется, мы пойдем дальше, — отметил Галямов.
В целом все были воодушевлены поездкой. Бизнесмены уже задумываются о следующей выставке, на которую хотят захватить и депутатов. Власти же, по-видимому, очень рассчитывают на Китай, особенно в условиях перепроизводства и кризиса рынков сбыта внутри страны.
Максим Чекусов, министр сельского хозяйства Омской области:
— У нас избыток продукции практически по всем фронтам, начиная от перепроизводства зерна, мяса, молока, яйца. Мы понимаем, чтобы дальше загружать наши перерабатывающие предприятия, нужно найти дополнительные рынки сбыта.
Фото: Екатерина Чаплинская