Сегодня в Омском городском совете собралась рабочая группа, состоящая из депутатов и чиновников мэрии, задача которой — доработать решение Горсовета №432, которое, по сути, дублирует скандальное постановление облправительства №108-П.
Напомним, согласно этому постановлению, которое вступило в силу в мае 2015 года, платежи по договорам аренды муниципальной земли для предпринимателей повысились от 3 до 230 раз.
При этом был сделан перерасчет за предыдущие годы и у омских бизнесменов «задним числом» появились долги в сумме свыше 1,3 миллиарда рублей. К счастью, в ноябре 2017 года Верховный суд РФ частично отменил постановление 108-П, а в феврале этого года то же самое произошло с решением Горсовета №432.
Однако предпринимателей это не спасло. Многие сразу ушли на дно, другие же проводят время в судах, пытаясь оспорить свои долги, а мэрия тем временем уж не чает получить те 700 миллионов дебиторской задолженности, которая возникла в связи с этой ситуацией.
|
---|
Первым слово взял юрист Александр Дмитренко, директор ООО «ЮК «Омск-Лекс», который, кстати, и представлял интересы наших предпринимателей в Верховном суде. Он внес два предложения, которые, по его мнению, могут улучшить ситуацию.
Александр Дмитренко:
— Надо отменить 432-е решение Горсовета и взять за основу только его основные принципы. Рассчитываемая арендная плата не должна превышать двукратный земельный налог. Решение Горсовета о рассрочке — это правильно, но в нем нет дифференцированного подхода к предпринимателям. Если мы хотим предотвратить волну банкротств в бизнесе, нужно дифференцированно подходить к разным категориям предпринимателей — разделить их на категории, исходя из платежеспособности. Наши предприниматели не по своей воле в этой ситуации оказались, это вина властей. Поэтому мы должны пытаться идти им навстречу.
|
---|
Помимо того, что нужно разделить предпринимателей на категории по уровню доходов, Дмитренко предложил снизить выкупную цену муниципальной земли с 30–40% до 2,5% от кадастровой стоимости.
Депутатов очень заинтересовала практика других регионов, но выяснилось, что ни в одном регионе, кроме Омской области, не додумались начислять гигантскую арендную плату за уже прошедший период.
Александр Дмитренко:
— На одной из встреч госпожа Парыгина говорила, что в других регионах сложилась такая же ситуация, как и у нас, ее прервала госпожа Фадина, которая тогда была главой министерства экономики и подчеркнула, что нигде такой практики нет, чтобы начислять арендную плату за предыдущий период. Если бы у нас не было это сделано задним числом, это не вызвало бы такого коллапса. Люди могли бы подумать — отказаться им от земли, выкупать ее или продолжать арендовать. Да, все дорого. Но они могли сами принять решение.
Но смутить чиновников мэрии тем, что у нас уникальный регион, где власть прямо-таки борется с предпринимателями, юристу не удалось. После этого депутаты, чиновники и Дмитренко начали обсуждать вопрос на повышенных тонах. Стоит отметить, что обе идеи, предложенные юристом, восторга у мэрии не вызвали. Сначала чиновники раскритиковали предложение дифференцировать предпринимателей.
Денис Денежкин, вице-мэр, директор департамента имущественных отношений:
— Я не лезу в чужой карман и не считаю чужие деньги! Но как по-вашему без финансово-экономического обоснования мы должны определять, какую рассрочку предоставлять предпринимателям — на четыре с половиной года или больше. Пообещать мы им можем что угодно, хоть бесплатный проезд и места на кладбище. Но как реализовывать будем?
В этом вопросе его поддержал Юрий Федотов, который заявил, что определяться с рассрочкой нужно, исходя не из платежеспособности предпринимателя, а по другим критериям.
Юрий Федотов:
— Может быть, нам лучше посчитать, какие земли предоставлены в аренду и что там — уже существующий объект, строительство или просто участок. Потому что мы никак не рассчитаем реальную платежеспособность каждого бизнесмена, кроме того, нас точно попытаются обмануть! Все окажутся бедные…
Денежкин предложил озадачить разделением их на группы организацию типа Союза предпринимателей или других бизнес-сообществ. Дмитренко продолжал настаивать на своем: «Я бы все-таки предложил за основу брать долг, который образовался у человека. У кого-то это сто миллионов, у кого-то два…».
|
---|
Вопрос о том, чтобы снизить выкупную цену муниципальной земли с 30–40% до 2,5% от кадастровой стоимости и дать «пострадавшим от 108-го» выкупить свои участки, тоже оказался очень острым.
Богдан Масан, вице-мэр, глава департамента финансов и контроля:
— Вот вы скажите, к какому сибирскому городу вы приравниваете Омск?! Да, по экономическому развитию мы не дотягиваем до Новосибирска. Но вы интересовались, сколько предпринимателей выкупили землю и при 30–40%? У нас сейчас ниже стоимость квадратного метра, чем в других городах на 2,7%. А если вы предлагаете снизить до 2,5% от кадастровой стоимости выкупную цену, то у нас квадратный метр, грубо говоря, по 60 рублей будут выкупать!
Денис Денежкин:
— Мы, к сожалению, не готовы дарить земельные участки! Тогда давайте уж лучше и правда бесплатный проезд в автобусах сделаем. По сути, это будет раздача земель в качестве компенсации за ту арендную плату, которая не была оспорена судом. Есть законное решение суда по этому активу, а вы предлагаете его «вдогонку» этому предпринимателю подарить.
Переубедить чиновников попытался депутат Олег Афанасьев. Но, кажется, ему это не удалось.
Олег Афанасьев:
— Если посчитать с точки зрения математики, то мы на ту же величину и выйдем. Если мы для тех, кто «попал на 108-е и 432-ю» сделаем выкупную стоимость 2,5% от кадастровой, то с учетом тех денег, которые им уже надо выплатить задним числом, и получатся те 30–40%, которые у нас сейчас есть. Кроме того, у муниципалитета примерно 700 миллионов просроченной дебиторской задолженности по этим арендным платежам. Если мы хотим хоть что-то получить, нужно принять решение.
В конечном итоге председатель рабочей группы Сергей Грушичев через полтора часа предложил всем разойтись и к следующему заседанию, которое будет аж через месяц, вернуться с более проработанными и экономически обоснованными идеями.