om1.ru
Настоящее и будущее нефти В канун Нового года, когда аналитики традиционно подводят итоги, эксперт в области нефтепереработки, заместитель гедиректора Института национальной энергетики Александр Фролов поделился своим мнением о развитии нефтяной отрасли.

Настоящее и будущее нефти

В канун Нового года, когда аналитики традиционно подводят итоги, эксперт в области нефтепереработки, заместитель гедиректора Института национальной энергетики Александр Фролов поделился своим мнением о развитии нефтяной отрасли.
18 декабря 2018, 12:30

Альтернативы нефти

Сегодня нефть доминирует на рынке первичной энергии и потеснить ее в перспективе ближайших лет альтернативные источники, такие как солнце и ветер, не смогут, уверен эксперт. В прошлом году спрос на «черное золото» превысил 98 млн баррелей в сутки и продолжает расти примерно на 1,5 млн баррелей в сутки в годовом выражении.

Несмотря на то что в мире насчитывается уже порядка 4 млн электрокаров, ажиотаж в этом сегменте автомобильного рынка создан искусственно, считает Александр Фролов. Рост продаж электромобилей форсируют страны Евросоюза, США, Япония и Китай, компенсируя иногда до двух третей стоимости машин на электротяге в виде дотаций покупателям. Эта тенденция сохранится в первую очередь благодаря росту мировых продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Крупнейшим авторынком за последние десятилетия стал Китай, следом идут США. За счет растущих аппетитов покупателей из Поднебесной в минувшем году прирост продаж автомобилей в мире составил 3 млн единиц.

Александр Фролов:

— Примерно половина всего объема нефти идет на производство моторных топлив, но нефть — это еще и пластики, из которых в основном и состоят электромобили. Так что, если вдруг мы все неожиданно пересядем на электрокары, даже в таких холодных местах, как Россия, спрос на нефть сильно не снизится.

Модернизация дает плоды

По оценкам экспертов, потребность в моторном топливе не уменьшится в ближайшие 30–40 лет, так что модернизация нефтеперерабатывающих заводов необходима. В России она стартовала в 2011 году, а ее первый этап завершился переходом к производству топлива экологического класса «Евро-5». Здесь омский актив «Газпром нефти» стал одним из первых, отмечает Александр Фролов. ОНПЗ начал модернизацию на три года раньше других нефтезаводов благодаря процессинговой модели: инвестиции «Газпром нефти» в омскую «дочку» к 2020 году достигнут 300 млрд рублей. Предприятию, не входящему в структуру крупной компании, такая масштабная инвестпрограмма была бы не по карману.

Александр Фролов:

— В 2011-2017 годах в России было введено 78 установок вторичной переработки, из них 8 установок – в 2017 году, в текущем году должно быть введено 4 новых установки и 1 — реконструироваться. Это потребовало вложений в размере 1,3 триллиона рублей, однако это не описывает всех вложений в модернизацию НПЗ, потому что были еще различные экологические мероприятия, строительство очистных сооружений, мероприятия по организации закрытого налива, организации лабораторий и многое другое.

В результате завершения модернизации нефтеперерабатывающих мощностей Россия по уровню глубины переработки нефти (показатель степени извлечения нефтепродуктов из одной тонны нефти) приблизится к странам Европы и США. Вместе с тем на ОНПЗ глубина переработки (92%) уже сейчас превышает среднеевропейский показатель — 85%.

Омск в авангарде импортозамещения

Рост объемов вторичной переработки нефти ведет к увеличению спроса на катализаторы, значительная доля которых сегодня импортируется. Например, Россия закупает более 4 тыс. тонн катализаторов гидроочистки.

Собственные производства катализаторов есть у «Роснефти» и «Газпром нефти». Последняя располагает крупным производством мощностью в 3 тыс. тонн в год и в данный момент готовит в Омске новый завод мощностью 21 тыс. тонн. Проект крайне важен с точки зрения импортозамещения и дальнейшего развития российской нефтепереработки, поэтому получил статус национального.

Кофе спасает бензин

Менее трети всех АЗС в России принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), остальными владеют независимые игроки. При этом только на долю «большой тройки» — «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть» — приходится 46,5% реализованного на заправках топлива, а все ВИНКи в целом продают 60-70%.
Причины успеха крупных компаний кроются в произошедшей «третьей трансформации» розничного рынка топлива. В то время как независимые игроки по-прежнему стремятся получать прибыль за счет стоимости бензина «на пистолете», ВИНКи активно трансформируют свой розничный бизнес: проводят ребрендинг заправочных станций, развивают сопутствующие сервисы. Так, «Газпром нефть» и «Роснефть» в 2018 году заработают соответственно 3 млрд и 4 млрд рублей только на продаже кофе.

Александр Фролов:

— В среднем «Газпром нефть» быстрее других отреагировала и трансформировала бизнес. У них в 2009 году начался процесс ребрендинга. Они все свои сети оформили в одинаковом стиле, поставили кафе, какие-то сопроводительные сервисы. Они первые поймали эту волну, следом пошла «Роснефть». Очень сильно отстает по какой-то непонятной мне причине наш старый лидер «ЛУКОЙЛ».

Сегодня на цену бензина в первую очередь влияют налоги, заложенные в его стоимость — это НДС, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и ставка топливного акциза.
НДПИ, составляющий 40% стоимости бензина, зависит от цены на нефть марки Urals и курса рубля к доллару. Налог на добычу вырос с 3 630 рублей за 1 тонну нефти в сентябре 2017 года до 6 400 рублей к осени нынешнего года. Еще порядка 20% цены бензина дают акцизы, которые за последние четыре года повысились с 5,53 тыс. рублей до 11,2 тыс. рублей за тонну. К началу 2018 года акцизы дали прибавку в 4 рубля за литр бензина.

В начале 2019 года 2-процентное повышение НДС и рост акцизов, по словам эксперта, могут стать причиной очередного скачка цен на АЗС. Привести к их росту способен и ажиотажный спрос, спровоцированный спекулянтами в конце декабря.

Александр Фролов:

— Может начаться ускоренный ажиотажный спрос на нефтепродукты, в ожидании того, что в январе вырастет себестоимость. Люди начнут делать запасы, закупать объемы и перепродавать дороже. Это приведет к тому, что на той же бирже спрос существенно превысит предложение, повысятся цены. Я базируюсь на том, что уже происходило на рынке. И если такой сценарий будет реализован, цены будут поднимать независимые игроки.

Фото: Дмитрий Верхоробин
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter