om1.ru
От монголов до Marvel: омским бизнесменам советуют покорять российские рынки В городе прошёл первый форум, посвящённый особенностям франчайзинга.

От монголов до Marvel: омским бизнесменам советуют покорять российские рынки

В городе прошёл первый форум, посвящённый особенностям франчайзинга.
4 декабря 2019, 16:00

В минувший вторник омских предпринимателей учили правильным продажам. Но не совсем обычным: речь на мероприятии, которое в рамках нацпроекта провел Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, шла о том, как упаковать и передать другим собственный бизнес в формате франшизы.

Тема весьма актуальная, ведь в последние годы подобный формат работы становится всё более популярным, составляя конкуренцию традиционным федеральным сетям. Более того: в России входит в силу «реверсивный тренд», и если раньше донором готовых бизнесов выступала Москва, то сейчас региональные бренды всё чаще с успехом завоёвывают столицы. И омские предприниматели — не исключение.

 
Франшиза — право наиспользование бренда, бизнес-модели, товарного знака, технологии и иных способов ведения бизнеса, который компания (франчайзер) по договору франчайзинга предоставляет клиенту (франчайзи). Тот в ответ обязуется выплатить стартовый (паушальный) взнос за открытие бизнеса и перечислять ежемесячные платежи (роялти).

В нашем городе форум «Бизнес по франшизе» прошёл впервые, однако должен стать доброй традицией — отметила открывавшая мероприятие замминистра экономики Анна Негодуйко. По её словам, такой формат ведения бизнеса интересен как начинающим предпринимателям, так и тем, кто уже освоился на рынке и готов экспортировать своё дело в другие регионы.

Тому, кто рискнёт открыть для себя эти новые возможности, не придётся бороться в одиночестве: как рассказал советник уполномоченного по защите прав предпринимателей Антон Свириденко, существующие программы по поддержке малого и среднего бизнеса в ближайшее время распространят и на франшизы.

Однако тем, кто захочет ими воспользоваться, следует уделять особое внимание правильному заполнению документов. Свириденко рассказал о нескольких случаях, в которых предприниматели теряли серьёзные суммы из-за банальных описок и опечаток. Так, один бизнесмен, получивший субсидию, в отчёте указал, что у него работает ноль сотрудников, забыв, что сам формально является таким сотрудником. В результате деньги отозвали и задуманная им инвестпрограмма встала на целый год.

Мероприятие собрало множество заинтересованных слушателей.

«Ключевое во франшизе — коммерческий опыт. Именно его вы вместе с товарным знаком и прочим даёте в аренду, вы предлагаете людям кусок собственного успеха» — раскрыл карты глава Российской ассоциации франчайзинга Михаил Файнберг. Этот принцип, по его словам, применяется на протяжении многих веков, а первой франшизой на Руси была… Золотая Орда. Которая предоставила местным властям такие бизнес-технологии, как подушевая подать и перепись населения. Кроме того, «сильный бренд» Орды помог князю Александру Невскому защитить страну от вторжения Тевтонского ордена.

О том, каких правил стоит придерживаться при создании франшиз и каких ошибок избегать, собравшимся рассказали бизнесмены, успешно запустившие несколько таких бизнесов. Именно бизнесов, ведь по словам основателя франшизы «Прядки в порядке» Марины Поповой это не просто ответвление вашего основного дела, для успеха здесь требуются иные действия и компетенции, новый формат сотрудников — «внедренцы» и «трансляторы», которые обеспечат информационную связность франчайзера и всех франчайзи. Однако и окупятся подобные вложения сторицей.

Марина Попова:

«Благодаря франшизе я смогла позволить себе найм опытных сотрудников, требующих соответствующей зарплаты. Ведь когда я беру, например, маркетолога, я делю эти расходы не на 5 или 15, а на 150 филиалов».

Бизнес понимает и принимает новые правила игры: если десять лет назад, по словам Марины, люди при слове «франшиза» спрашивали: «Это что-то из киновселенной Марвел?», то сейчас сами активно предлагают подобный формат взаимодействия.

При этом важно учитывать, что предприниматели быстро учатся и могут, получив ваши знания и наработав опыт, уйти и стать конкурентами. Для того, чтобы этого не произошло, нужно делать основой франшизы то, что люди не смогут «унести с собой»: программное обеспечение, налаженные каналы работы с поставщиками, сами помещения, которые будет арендовать головная контора.

Нельзя удержать людей только силой: вы должны постоянно передавать им новый опыт, полученный в том числе от работы сети франшиз. Паушальный взнос — это не просто деньги, его нужно инвестировать в знания и компетенции, которыми вы в дальнейшем будете делиться с франчайзи.

 
Форум «Бизнес по франшизе» в Омске провели в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Организаторами выступили Российская ассоциация франчайзинга, правительство Омской области, Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства и Омская торгово-промышленная палата.

«Создание франшизы всегда должно окупаться с первой покупки» — поделилась опытом генеральный директор группы компания «Консалтинг» Евгения Зябкина. Для этого, по её словам, необходимо правильно посчитать финансовую модель, учесть все затраты, как деньги, так и время. Например, на регистрацию товарного знака может уйти полтора года.

Мало открыть франшизу — нужно донести её до потенциальных покупателей, через специализированные платформы в сети, через участие в тематических мероприятиях. На это тоже требуются средства; «стартовые расходы» Зябкина оценила в 400–600 тысяч рублей.

Важно понимать, что с первых месяцев никакое заведение себя не окупит. Директор по развитию сети «PRIMEBEEF BAR» Стива Аралов рассказал, что, хотя открытие нового заведения обходится в 4,5 миллиона рублей, он всегда ориентирует франчайзи на стартовые расходы в 6 — 6,5 миллионов. В эту сумму входят убытки, которые предприятие неминуемо будет нести в первые месяцы, пока не наработает клиентуру и не выйдет на окупаемость.

Начинающим франчайзерам он дал совет: всегда быть честным с партнёрами и озвучивать им реальные цифры расходов на запуск франшизы. Ведь цель — не в количестве, а в качестве, нет смысла открывать 60 франшиз, 55 из которых закроется через год, необходимо полноценное партнёрство лет на пять минимум.

 
«PRIMEBEEF BAR» предлагает клиентам не просто еду: по словам Аралова, это «открытая кухня», в которой люди сами готовят гамбургеры, это шоу. Покупатели приходят в том числе за эмоциями — поэтому важно выбрать для такого заведения правильное место.

Своеобразный итог мероприятия подвела Марина Власова, владелец сети омских парикмахерских «Монро». Она призналась, что если бы посетила подобное мероприятие полтора года назад, смогла бы сэкономить на открытии собственной франшины «месяца 4, не меньше».

«Несмотря на все сложности, я считаю франшизу лучшим выбором. Потому, что это работа с заинтересованными партнёрами, теми, кто готов сам наблюдать за развитием в других регионах» — резюмировала она.

Отметим, что предприниматели, которые решат продвигать таким образом свой бизнес, могут обратиться за поддержкой в Омский региональный фонд поддержки предпринимательства. Его сотрудники подскажут, как оформить документы на льготный кредит и избежать ошибок, и помогут получить займ под 7,5 процента годовых.

«Отметим, что действующие и начинающие предприниматели, которые решат продвигать таким или другим образом свой бизнес, могут обратиться за поддержкой в центр оказания услуг «Мой бизнес» на базе которого теперь работает вся инфраструктура господдержки, в частности, фонд поддержки предпринимательства и фонд микрофинансирования предпринимателей. Его сотрудники расскажут о всех мерах и подберут необходимую меру поддержки, например, как оформить документы на льготный кредит и получить займ под 7,5 процента годовых, без залога имущества. Более подробная информация на нашем сайте мойбизнес-55.рф центр оказания услуг «Мой бизнес» находится по адресу проспект Комарова, 21/1, телефон 8(3812) 33–12–65» — рассказал управляющий фондом Александр Осминин.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter