om1.ru
Креативные пространства на заводах, в кофейнях и библиотеках: как привычные нам места меняют свои функции Ещё пару лет назад кофейни имели сугубо утилитарную функцию – попить кофе и, возможно, поболтать с друзьями. Но сейчас и они становятся объектами для коммуникации представителей креативных индустрий.

Креативные пространства на заводах, в кофейнях и библиотеках: как привычные нам места меняют свои функции

Ещё пару лет назад кофейни имели сугубо утилитарную функцию – попить кофе и, возможно, поболтать с друзьями. Но сейчас и они становятся объектами для коммуникации представителей креативных индустрий.

Креативные пространства на заводах, в кофейнях и библиотеках: как привычные нам места меняют свои функции
Фото: Om1.ru. Камергерский переулок.

В этом тексте хотим вас познакомить с термином о котором вы, возможно, ничего не слышали, но с какой-то периодичностью посещаете такие места, которые можно назвать креативными пространствами. И тут дело не в дизайне и приветливости сотрудников, а в наполнении. Расскажем об индустрии, которая ежегодно приносит России более 2,5 трлн рублей, но о которой мало известно широким массам. 

Что же такое креативная индустрия?

Креативная индустрия обширная, но всё ещё мало понимаемая простыми людьми. В концепции развития творческих индустрий, выпущенной Правительством РФ в сентябре 2021 года, приводится такое определение:

 
Творческие (креативные) индустрии — это сфера деятельности, значимая часть добавленной стоимости в которой формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.

Как и во многих документах, созданных бюрократами, разобраться в определении сложно. Подойдём с другой, практической стороны.

Креативные индустрии — это кинематограф, архитектура, изобразительное и театральное искусство, мода, дизайн, реклама, СМИ, медиа, сфера IT. Если смотреть с этой стороны, у каждого наверняка найдётся знакомый, занятый в этом направлении.

Омск обладает мощной креативной индустрией, несмотря на промышленный путь города. Более тысячи организаций в сфере диджитал и IT, локальные фэшн-проекты и мощный образовательный фундамент для дизайнеров, рекламные агентства и средства массовой информации. И всем им нужно где-то общаться и создавать продукт.

В 2022 году в Министерстве экономики Омской области рассказали о генерации креативным сектором 26 млрд рублей выручки в год. Да, рассматривая общий вклад в экономику региона, эта цифра мала (всего 3 %), но российские и международные специалисты подчёркивают значимость креативного сектора в развитии страны или более локального объекта.

Пространства для креатива

По определению ЮНЕСКО и Саймона Эванса, креативными пространствами называют сообщества творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Не стоит воспринимать предпринимателей как владельцев бизнеса, многие представители этой индустрии работают на фрилансе, то есть сами на себя, занимаясь проектной деятельностью, что тоже подходит под понимание предпринимательства.

В таких пространствах люди, чаще всего творческая молодёжь, общаются, обмениваются опытом, учатся и создают свой креативный продукт.

Из-за насыщения индустрии фрилансерами офис уже не подходит под такие задачи, да и их попросту нет у самозанятых. На помощь приходят новые третьи места, которые занимают нишу креативных пространств.

Территория коворкинга names в Омске

Чаще всего креативные пространства располагаются в местах, утративших своё первоначальное назначение: к примеру, на заводах и фабриках. Но и уже привычные нам заведения заполоняются творческими людьми, которые с удовольствием создают продукт, приобретая его у других. Сейчас идёт речь о кофейнях, тех местах, в которых часто встречаются люди за кружкой тёплого вкусного напитка, параллельно решая свои собственные задачи.

Однако, подобные места не являются основой креативных пространств. Чаще под ними понимают коворкинги и арт-центры.

Отличительная черта креативных пространств:

  • нестандартное оформление интерьера, созданное с помощью художников и архитекторов творческой индустрии;
  • большое количество рекреационных зон, подразумеваемых неформальное общение;
  • open space, реализуемые в виде столов как для совместной, так и индивидуальной работы;
  • наличие хорошего Wi-Fi и комфортного света;
  • наличие площадки для проведения мастер-классов, лекций, выставок и кинопоказов.

Рабочие беседы в Скуратове. Фото: vk.com/skuratovcoffee

Первые наброски креативных пространств в Омске

Ближе всего к этой концепции подобрался лофт «Агрегат», расположенный на территории бывшего агрегатного завода, но долго пространство не прожило. Ещё одним проектом на территории региона стал «Дом Культуры МЕГИ». Камергерский переулок в доковидное время радовал разными активностями. Нишевую, но интересную программу придумывают в «Омской крепости», в частности, в музее «Искусство Омска». В библиотеке имени Пушкина действует молодёжное пространство «306 квадратов».

Лекция в Доме культуры «МЕГИ». Фото: vk.com/dk_mega

Не так давно стало известно о появлении нового в городе общественного пространства под названием «Омский телеграфъ». Из названия следует, что здание по адресу Гагарина, 36, раньше занимал пункт междугородней связи и городской телеграф.

В наше время там располагался офис «Ростелекома», но теперь на его месте создадут новую локацию. Большая территория проекта позволит создать комфортные места общепита и пространства для представителей креативных индустрий.

Фрилансеры захватили мир

Можно к этому относиться по-разному, но факт того, что фрилансеры захватывают мир, неоспорим. Не все предприниматели относятся к этому лояльно, в тех же кофейнях стали появляться запреты на размещение с ноутбуком, но некоторые находят в этом коммерческую выгоду. Чаще всего фрилансеры — платёжеспособное население, готовое приобретать любой заинтересовавший их продукт.

И в них нашли выгоду абсолютно разные сферы: магазины одежды, бары и кафе, библиотеки, музеи, галереи. Все стали создавать площадки для общения, обучения и работы, привлекая к себе представителей креативной индустрии.

Получается взаимовыгодное сотрудничество. «Креативщики» покупают что-либо на площадках, сами при этом разрабатывая продукт.

Что ждёт креативные пространства в дальнейшем?

В первую очередь, это те места, которые сильно зависимы от своей аудитории, от того, что желает их посетитель, от этого двигаются органично. Эксперты предполагают, что следующая ступень развития — разделение представителей на более узкие сферы.

Если сейчас в одном месте могут встретиться дизайнер, айтишник, рекламщик и сценарист, то в дальнейшем прогнозируется их разделение и создание слегка других пространств. Например, с уклоном на бизнес или творчество, визуал или «цифру», публичность или индивидуализм.

Для разных профессий будет создаваться всё больше комфорта для продуктивного и здравого времяпрепровождения. В России, как и во всём мире, будет появляться всё больше третьих мест, развивая себя и всю сферу экономики, известную как креативная индустрия.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter