В четверг финансово-бюджетный комитет Горсовета рассмотрит… нет, не очередные поправки в бюджет. В повестке — вопрос о деньгах, которые зарабатывают муниципальные предприятия. Сейчас они отдают в бюджет 30 процентов от всего заработанного (за вычетом налогов и обязательных платежей), однако мэрия предлагает увеличить эту долю почти вдвое — до 55%.
Причины, по которым мэрия предлагает эту поправку, понятны: дефицит городского бюджета достиг предельного значения. В самом этом факте нет ничего пугающего, слово «предельный» здесь означает просто максимальный размер дефицита, который разрешён по закону. Это не означает, что бюджет лопнет или город обанкротится, просто все деньги, которые можно было потратить, потрачены. Выделить дополнительные средства, например, на ремонт школ или переселение омичей из аварийного жилья не получится.
Поэтому мэрия и ищет дополнительные источники доходов, параллельно пытаясь сократить расходы — последние поправки в благоустройство, например, направлены как раз на это. Однако поможет ли это? Те же муниципальные предприятия в сумме отчисляли в бюджет 60 миллионов рублей в год. Если поправку примут, они будут отчислять на 40 миллионов больше, но это — капля в море.
Вопрос при этом не в том, чтобы «закрыть» дефицит. Городу объективно нужны дополнительные средства как на решение критических проблем, таких, как ситуация вокруг аварийного жилья. Только на то, чтобы провести капремонт домов «первой очереди» (тех, в отношении которых приняты судебные решения), необходимо более 6 миллиардов рублей. Деньги нужны и на поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры, например, мостов.
При этом важно не только чинить старое, но и развиваться — ведь из города, в котором нет перспектив, продолжит уезжать молодёжь. За последние годы в Омске появилось немало нового, от автобусов и троллейбусов до новой дорожной техники. Однако это — не разовые «подарки», это проекты, которые необходимо поддерживать и развивать, иначе они не будут работать в полную силу. Нужно выделять деньги на строительство новых трамвайных путей, троллейбусной инфраструктуры, повышение зарплаты водителей, наконец.
Да, часть денег можно получить из федерального бюджета, и количество таких трансфертов в последние годы выросло в несколько раз — но и город, в свою очередь, обязан обеспечивать софинансирование и выделять средства. И сейчас, похоже, подошёл к пределу своих возможностей. 40 миллионов от муниципальных предприятий ситуацию не спасут.
Спасти её могло бы, например, перераспределение налоговых поступлений — как в тот раз, например, когда Алексанр Бурков решил оставлять половину денег, полученных от транспортного налога, в Омске. Подобные решения, но уже на федеральном уровне, могли бы принести городу дополнительный доход. Причём не в виде пусть и льготных, но кредитов, а в виде твёрдого налогового дохода.
И сейчас, когда в регионе новый губернатор, которому Москва выделила «кредит доверия» и выделит ещё больше, поскольку ему необходимо выиграть выборы — сейчас, вероятно, лучший момент для того, чтобы попытаться изменить эту систему.