По сравнению с августом 2014 года, когда только начинались первые серьезные валютные колебания, в апреле 2015 года ИПН упал на 21 п.п. и достиг беспрецедентно низкого уровня. За шестилетнюю историю наблюдений лишь второй раз его значение опустилось ниже «нейтральной» границы и составило 95 пунктов. Впервые же подобный результат был отмечен в кризисный 2009 год — тогда показатель оказался равен 99 п.п.
На снижение индекса повлияла в первую очередь самооценка изменений личного материального положения. В отличие от предыдущего периода (август 2014 года), в апреле 2015-го значительно больше респондентов отметили, что их материальное положение за последние 12 месяцев ухудшилось (42% по сравнению с 17%). При этом лишь 5% считают, что их благосостояние стало выше (для сравнения: в августе 2014 года доля таких респондентов составляла 15%). В связи с этим значение соответствующего показателя сократилось на 32 пункта и в отчетном периоде составило 64 пункта.
Характеризуя экономику страны в целом, омичи традиционно оказались более оптимистичны в долгосрочных прогнозах и менее оптимистичны в прогнозах на ближайший год. Так, около 37% опрошенных считают, что следующие пять лет будут скорее хорошим временем с экономической точки зрения, в то время как положительный прогноз относительно ближайших 12 месяцев готовы дать лишь 16% омичей.
Справка
Индекс потребительских настроений (ИПН) — показатель, используемый с целью прогнозирования поведения потребителей. Для расчета ИПН используются пять вопросов, отражающих оценки и ожидания респондентов относительно их личного благосостояния, экономики страны, а также ситуации на потребительском рынке. Значения индекса могут колебаться в интервале от 0 до 200. Близость к 0 означает ярко выраженные пессимистические настроения, близость к 200 — оптимистические. При значении индекса, равном 100 пунктам, в обществе преобладают нейтральные настроения.