Второй закон, который раскрывает Владимир Кусакин в своей книге «Встречный ветер. Искусство зарабатывать состояние в кризис», гласит: Ни один рынок, как правило, не снижается до нуля.
Действительно, абсолюты недостижимы, хотя к ним можно приближаться. Возьмем для примера рынок кондиционеров. В несезон их продажи падают, поэтому перед компаниями стоит важная задача — как в несезон увеличить доход по отношению к сезону.
Как уже было сказано, ни один рынок не падает до нуля. Например, зимой кондиционеры покупают компании, строящие что-то под ключ, с графиком сдачи объектов именно в зимнее время. Также в течение всего года покупают кондиционеры частники, делающие суперремонт.
Совершенно другая категория клиентов — открывающиеся в этот период аптеки. По закону о лицензировании они обязательно должны иметь у себя кондиционер. Еще одна категория клиентов — подразделения банков, которым круглый год необходимы кондиционеры для охлаждения комнат с компьютерными серверами.
В декабре частыми клиентами являются частные или государственные компании, имеющие систему бюджетирования.
Попросите своих менеджеров написать по 50 категорий клиентов, которые могут покупать ваш товар в несезон, или которые будут новыми для вас. Владимир Кусакин указывает, что на собственном опыте убедился в полезности этого упражнения. После выявления новых целевых аудиторий, они в компании разработали точечную рекламную кампанию под каждую из этих категорий и стали оказывать не меньшее чем в сезон, а большее воздействие. При этом большинство конкурентов в несезон уменьшают свои рекламные кампании и воздействие на рынок. Естественно, в результате этих действий вы получаете большую долю рынка и дополнительно к этому ослабляете ушедших в спячку конкурентов.
Приблизительно так же нужно действовать и в кризис, потому что несезон — это как маленький кризис. И, конечно же, он в первую очередь в голове; это просто вызов, на который нужно найти правильный ответ.
Здесь важно понимать: деньги на этой планете никуда не исчезают! И если где-то их становится меньше, в этот же самый момент где-то их появляется больше.
Если уменьшается внешний туризм, то сильнее разовьется внутренний. Если падают продажи на рынке автомобилей, то увеличится количество ремонтов автомобилей, продажа запчастей и торговля подержанными автомобилями.
Так, один предприниматель из Новороссийска великолепно вырос на строительстве курортных отелей на побережье Черного моря. Ведь со всеми запретами и отменами авиаперевозок популярный среди россиян отдых в Турции и Египте был недоступен. Конечно же, вместе с этим развивается туризм на Алтае, Байкале и других красивейших местах России.
Если деньги ушли из одной страны или из одного рынка по каким-либо причинам, начался отток капитала, то они же куда-то ушли. Если вы настоящий предприниматель, вы просто находите эти места, и продолжаете хорошо зарабатывать.
Не теряйте свою гибкость, продолжайте расти. Всегда можно что-то предпринять!
О других законах в падающей экономике читайте в следующих статьях, а также узнайте больше на бизнес-встрече с Владимиром Кусакиным «Встречный ветер», которая пройдет в г. Омске 5 декабря.
На правах рекламы.