Главное — знать основные моменты, на которые нужно обратить внимание, и не бояться перемен.
Продолжаем рассматривать эти моменты, которые раскрывает эксперт в области стратегического управления и маркетинга Владимир Кусакин в своей книге «Встречный ветер. Искусство зарабатывать состояние в кризис».
Пятый закон, действующий в падающей экономике, — бизнес создается не на избытке чего-либо, а на нехватке.
Компании и люди, которые обнаруживают, чего не хватает другим людям, начинают преуспевать. Через некоторое время нехватка чего-либо восполняется, и бурный рост в этой области заканчивается до тех пор, пока не будет выявлена следующая нехватка чего-либо. Собственно говоря, исчезновение нехватки и приводит к кризису.
Повторять что-то за кем-то гораздо легче, чем обнаруживать эти самые нехватки. Генри Форд когда-то обнаружил, что людям не хватает доступных по цене автомобилей, и придумал, как ликвидировать нехватку, создав конвейерное производство.
Способность видеть нехватки — одна из ключевых способностей для создателей успешного бизнеса и настоящих предпринимателей. Но даже у тех, у кого когда-то легко это получалось, со временем из-за текучки может сбиться прицел, замылиться глаз и потеряться нюх на эти самые нехватки, на видение этих нехваток. Хорошая новость! Есть специальное упражнение, восстанавливающее эту способность.
В России есть компания, которая занимается продажей украшений из полудрагоценных камней. У компании великолепная стратегия, регулярный наём и постоянная тренировка продавцов, а это, кстати, очень важно в кризис.
Есть только одна проблема, мешающая реальному большому расширению. Полудрагоценные камни для украшений приходится закупать в Китае. Дизайн и сами украшения ребята делают сами, причем такие, что китайцам, с их способностью в основном только копировать, такое даже и не снилось. Но, хотя самих полудрагоценных камней в России очень много, сложность в том, что у нас не хватает уже ограненных камней, необходимых для изготовления украшений. При нынешней ситуации с дешевой нефтью и рублем, покупать в Китае становится все дороже и дороже. И весьма доходно заниматься шлифовкой и огранкой камней внутри страны.
Вот она — нехватка. А некоторые лежат совершенно на поверхности.
Как же развить эту способность замечать недостающее? Есть одно упражнение.
Нужно, чтобы у вас был напарник, тренер — человек, который действительно хотел бы вас потренировать для развития этой способности. Да, это тонкий момент, — человек, который хочет доказать вам, что он умнее и способнее вас во всем, точно не подходит для роли тренера.
Тренер выкладывает на стол восемь каких-либо предметов, просит вас отвернуться и убирает один предмет. Когда вы оборачиваетесь, тренер спрашивает, какого предмета не хватает. Если вы угадали, хвалит вас, если нет, повторяет это с другими предметами. Когда вы начинаете постоянно угадывать, тренер следит за тем, чтобы ваша скорость нахождения отсутствующего предмета увеличивалась. И когда вы с легкостью находите три раза подряд, каких предметов не хватает, упражнение заканчивается. Это упражнение можно позже усложнить, выкладывая либо более маленькие предметы, либо более похожие друг на друга. Например, восемь цветных карандашей.
После этого попрактикуйтесь, спрашивая у своих знакомых, чего им не хватает. Чего не хватает в их бизнесе? Как они считают, чего сейчас не хватает на их рынке? Просто продолжайте интересоваться нехватками, и ваши находки превзойдут даже самые смелые ваши ожидания.
Если вы действительно хотите достичь успеха в кризис, нужно для себя точно определить свое острие атаки! Какие именно проблемы, каких именно людей вы хотите решить с доходом для себя и своей команды?
О других законах в падающей экономике читайте в следующих статьях.