Повышение будет происходить постепенно, в два этапа по 50 копеек за литр. Так, первое повышение ожидается с 1 января, а второе — с 1 июля 2018 года.
По словам министра финансов Антона Силуанова, это позволит привлечь дополнительно в бюджет 40 миллиардов рублей. Их пустят на строительство новых трасс в Крыму и Калининградской области.
Повышение неминуемо повлечет за собой рост стоимости бензина и дизельного топлива. Каждое повышение акциза на 50 копеек за 1 литр топлива поднимет розничные цены на 1,5%, или 60 копеек за литр.
Вместе с тем до конца 2017 года сохраняются рыночные риски роста цен на топливо в диапазоне 2,8 рубля за 1 литр. Добавится и индексация на уровень инфляции. Таким образом, в следующем году средняя цена за литр топлива может превысить 40 рублей.
Эксперты опасаются, что рост акцизов увеличит налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, и это негативно скажется на нефтепереработке. Повышение акцизов коснется всех игроков, так как рентабельность в данной сфере очень низкая. Директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов считает, что при самом неблагоприятном для отрасли сценарии маржа среднестатистического российского НПЗ может снизиться с 1,4 до 1 рубля за литр.
Такая же ситуация возникла после введения налогового маневра. Маржа на заводах по итогам 2016 снизилась, а на некоторых НПЗ даже ушла в минус.
Виктор Лындин, доцент кафедры экономики нефтяной и газовой промышленности РГУ нефти и газа им И.М. Губкина:
— При нулевой марже сами НПЗ, без управляющих компаний, не могут финансировать модернизацию.
В феврале в федеральных СМИ уже была информация о возможности обнуления маржи российских НПЗ по итогам года. Это может обернуться значительными потерями для бюджетов регионов, но почти ни как не отразится на налогах заводов, которые действуют по процессинговой схеме. К примеру, Омский НПЗ, где применяется как раз такая схема, продолжит перечислять в региональный бюджет налоги, исчисляемые миллиардами рублей. Таким образом, процессинг, раскритикованный омскими политиками перед выборами, позволяет нефтезаводу формировать для бюджета региона стабильную налогооблагаемую базу. Причем ее размер не зависит от резких колебаний цен на нефть, налоговых маневров правительства или повышения акцизов на топливо.