Главная задача, которая стояла перед ректоратом, руководителями подразделений и ведущими преподавателями ОмГПУ, заключалась в интеграции представляемых 38 проектов, направленных на социально-экономическое развитие нашего региона. 7 проектных групп в течение 4-х часов работали по нескольким этапам: на начальном этапе — обсуждение проектов и проработка перспектив, затем — презентация итогов работы группы.
|
---|
«Перед нами стоит задача актуализировать и переформатировать те проекты, которые были представлены на предыдущей сессии. В первую очередь нам нужно сконцентрировать внимание на третьей миссии университета и в том числе на тех проектах, которые будут способствовать росту качества образования в вузе и высокому уровню подготовки наших выпускников для Омского региона», — отметил ректор ОмГПУ Иван Иванович Кротт в приветственном слове.
|
---|
Проректор по учебной работе Наталья Станиславовна Макарова обозначила векторы данной проектной сессии: «Нам предстоит поработать над определением задач каждого из проектов, обратить внимание на соответствие заявленных масштабов реальному положению дел и понять точки возможного соприкосновения проектов. На проектной сессии, проведенной нами в сентябре 2020 года, нами были определены 17 стратегических проектов, и сегодня мы обратимся к двум проектным направлениям — «Работодатель» и «Стратегическое позиционирование университета и региональная интеграция».
|
---|
Одна из проектных групп обсудила 5 проектов, 2 из которых нацелены на взаимодействие системы «вуз-школа-родители» и призваны повышать компетентность родителей в вопросах обучения, развития и воспитания детей. По мнению экспертов, данные проекты важны для современного общества, ведь запросы родителей, связанные с воспитанием детей, только возрастают. «Также наша группа обсудила проект от Лаборатории образовательной робототехники, который уже реализуется в некоторых городских школах. Данный проект связан с созданием открытой развивающейся среды и направлен на систему партнёрства «вуз-школа». Факультет иностранных языков представил 2 проекта: «Летняя академия по иностранным языкам» и «Сезонные школы по иностранным языкам для участников Всероссийской олимпиады школьников». Каждый из данных проектов призван поддерживать и развивать мотивацию обучающихся к иностранным языкам. Первый проект более открыт общественности для участия, а второй ориентирован на подготовку участников олимпиадного движения по иностранным языкам. Мы получили обратную связь от коллег, увидели «узкие места» наших проектов, а также узнали, чем занимаются коллеги на других кафедрах и в филиале в г. Таре», — рассказала заведующий кафедрой восточных языков, доцент, кандидат философских наук Наталья Геннадьевна Тебенькова.
|
---|
По словам экспертов, педагогические вузы должны стать источниками педагогических инноваций в системе общего образования, поэтапно реализуя проекты, направленные на развитие индивидуальных образовательных траекторий и проектной деятельности обучающихся, внедрение информационно-коммуникационных технологий, формирование инновационных образовательных систем.
Профессор кафедры технологии и технологического образования, доктор педагогических наук Сергей Робертович Удалов, представляя итоги работы проектной группы, рассказал о проекте, объединяющим методистов разных научных школ. Ведущей идеей этого объединения является использование цифровых технологий для трансформации методик обучения разным предметам. «Этот методический центр должен тесно сотрудничать с учителями региона, а через них — с детьми и их родителями. И очень важна практическая работа этого центра: результатом должны быть не только статьи и методические рекомендации, но и реальные изменения в образовательном процессе. Предполагаю, что наши университетские методисты принимают активное участие в работе методических объединений учителей. Это прекрасная возможность распространять среди учителей наши идеи и получать их наработки, ведь у многих учителей можно поучиться использованию цифровых технологий! Наши практические разработки должны прямиком направляться в школы. Только такая деятельность может показывать и родителям, и общественности новые возможности, которые дают цифровые технологи не только для образовательного процесса и для качества образования, но и для жизни в информационном обществе», — рассказал Сергей Робертович.
|
---|
Декан факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма, кандидат биологических наук Елена Вячеславовна Алексеенко также представила итог работы одной их проектных групп. «Проект по формированию функциональной грамотности в нашем регионе направлен на активное участие педагогов в подготовке обучающихся к реальным сложным и проблемным жизненным ситуациям. Умение решать конкретные задачи, основанные на базе финансовой, естественно-научной и читательской грамотности, позволит нам зарекомендовать себя не только как вуз, обеспечивающий качественное образование, но и как региональную платформу формирования функциональной грамотности», — подчеркнула Елена Вячеславовна.
|
---|
Доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Элина Радиковна Диких отметила, что проектная сессия стала логичным продолжением осенней стратегической сессии и зимней проектной сессии. «Работа в группах дала возможность задать друг другу вопросы, определить возможность встроить проекты, реализуемые на факультетах и кафедрах локально, в университетские стратегические проекты. Наша группа работала по материалам 5 проектов. В результате мы пришли к пониманию, что 3 из них могут быть объединены общей идеей — создание методических объединений в вузе, а 2 других — по инклюзивному образованию и деятельности педкласса — стоит оставить самостоятельными», — уточнила Элина Радиковна.
|
---|
«6 рассмотренных нами проектов ориентированы на вовлечение студенческой молодежи в волонтерскую деятельность по поддержке несовершеннолетних детей, молодых семей, семей с несовершеннолетними детьми и также на беременных женщин. В период обучения в университете студенты должны осваивать технологии, которые можно применить в профессиональной деятельности. К примеру, арт-терапия для тех, кто будет в перспективе учителями начальных классов, работниками дошкольного образования, воспитателями детских садов. Разумеется, приобретенные навыки будут важны и полезны нашим выпускникам, а также позволят нам продвигать имидж университета во внешней среде. Есть также интересные проекты, связанные с робототехникой, проекты по проведению тренингов для преподавателей школ, для руководителей образовательных организаций по преодолению стрессовых ситуаций и по предотвращению конфликтов в образовательной среде», — рассказала заведующий кафедрой правоведения, государственного и муниципального управления ОмГПУ, доцент, доктор политических наук Елена Владимировна Безвиконная. Кроме того, по словам Елены Владимировны, перспективны проектные направления, связанные с людьми предпенсионного возраста и пенсионерами, которые планируют получать дополнительное образование, второе или третье высшее образование или проходить профессиональную переподготовку.
|
---|
«Проекты нашей группы легко собрать в единый портфель на основе идей поддержки процессов социализации, личностного развития детей и молодежи, профессионального развития педагогов, в том числе будущих, с использованием творческой деятельности и возможностей культурного и образовательного пространства. Это проекты, посвященные арт-терапевтическим практикам, деятельности музеев в образовательных организациях, творческой филологической лаборатории, подготовке педагога-супервизора», — рассказала доцент, кандидат педагогических наук Светлана Владимировна Никитина.
«По итогам осенней стратегической сессии для нас стала целью помощь молодым педагогам, нашим выпускникам, в адаптации к профессиональным условиям. Первые шаги мы начали со встреч с работодателями и молодыми педагогами, затем отметили несколько новых задач и искали системный подход в их решении. С молодыми педагогами мы обсуждали профессиональное выгорание и говорили о необходимости психологической поддержки. Сегодня на проектной сессии мы рассмотрели 7 проектов. Каждая идея важна и актуальна. Отмечу 2 проекта филиала ОмГПУ в г. Таре, которые направлены на работу с молодыми учителями. Также интересны проекты по педагогической пропедевтике, подготовке абитуриентов, замотивированных на педагогическую деятельность, и проект по стресс-менеджменту, предполагающий психологическую поддержку не только молодых педагогов, но и работающих студентов в сфере образования», — отметила заведующий кафедрой отечественной истории, доцент, кандидат философских наук Евгения Юрьевна Навойчик.
В завершении проектной сессии проректор по учебной работе Наталья Станиславовна Макарова поблагодарила всех участников за озвученные предложения форматов объединения проектов. «Сегодня нам удалось поработать над идеей общих целей наших проектов. Нам сейчас важно представить паспорт каждого проекта и создать единый календарь дел для каждого из них», — пояснила Наталья Станиславовна. По словам проректора по учебной работе, в ОмГПУ в перспективе планируется создание проектного офиса, который бы был ориентирован на решение задач по реализации стратегии развития вуза.
Состоявшуюся проектную сессию Иван Иванович Кротт сравнил с пространством смыслов и диалогов: «Многие проекты на этой площадке были переосмыслены, многие в процессе диалога получили новую жизнь. Мы вместе обсудили имеющиеся проекты, поработали над их содержанием и планируемыми результатами и поняли, в каком направлении двигаться дальше. Мы начали обсуждение регионального трека, далее перейдём к образовательному, научному и молодёжному трекам».
Иван Иванович выразил уверенность в том, что совместная работа принесёт нужный результат. Следующим шагом станет проектная сессия, направленная на взаимодействие с регионом в рамках реализации стратегии социально-экономического развития Омской области. На предстоящих запланированных сессиях будут обсуждаться направления развития университета, открытого и полезного городу, региону, стране.
Добавим, что состоявшаяся проектная сессия стала продолжением сессии с участием начальника Управления взаимодействиями с педагогическими вузами Академии Минпросвещения России Еленой Юрьевной Брель.