По данным аналитиков агентства «АВТОСТАТ», в прошлом году продажи новых легковых автомобилей в России достигли 1,06 млн единиц, что на 69% превышает показатели 2022 года.
«В течение 2023 года рынок адаптировался к изменениям законодательства и таможенным ограничениям. Наш объём выдач в три раза превзошёл результаты 2022 года и составил 205 млрд рублей. Это третий показатель на рынке. Количество заключённых контрактов составило более 133 тысяч», — отметила Елена Гердт, управляющий директор департамента автокредитования Росбанка.
Изменения на рынке новых автомобилей лишь часть большой картины. Увеличение продаж подержанных автомобилей выросло на 17% по сравнению с предыдущим годом, и это подчёркивает растущий интерес россиян к вторичному рынку.
Первенство отдаётся отечественным брендам
На российском авторынке 2023 года наблюдается устойчивое доминирование отечественного производителя LADA (Лада). С результатом в 324,4 тысячи проданных единиц эта марка не только подтвердила статус самого популярного бренда среди россиян, но и укрепила позиции на рынке, демонстрируя привлекательность моделей для широкого круга покупателей. Среди иностранных на российском рынке выделяются китайские бренды Chery (Чери) и Haval (Хавал), занявшие второе и третье места соответственно с объёмами продаж 119 тысяч и 111,7 тысячи единиц.
LADA Granta (Лада Гранта), вновь ставшая самой продаваемой моделью в России с показателем в 195,9 тысячи экземпляров, подтверждает преданность россиян отечественному автопрому и их стремление к покупке надёжных и доступных автомобилей. Также в топ-5 продаж вошли такие модели, как LADA Niva Travel (Лада Нива Тревел) и LADA Vesta (Лада Веста), а также китайские Chery Tiggo 7 PRO Max (Чери Тигго 7 ПРО Макс) и кроссовер Haval Jolion (Хавал Джолион), что свидетельствует о разнообразии предпочтений российских покупателей и их открытости к новым автомобильным брендам.
«Предпочтения потребителя по брендам распределились следующим образом: в Москве и Санкт-Петербурге клиенты «Росбанк Авто» больше всего приобретали автомобили марки Haval, вторые по популярности — Geely (Джили) и третьи — Chery. Отечественная Lada на 9 месте. В регионах ситуация выглядит иным образом: первое место Chery, второе — Haval, третье — Lada», — прокомментировала Елена Гердт.
Эта динамика отражает не только лояльность к отечественным автомобилям, но и готовность рынка к интеграции новых игроков, способных предложить конкурентные модели.
Экономические факторы и потребительские предпочтения
Рост цен на новые автомобили в диапазоне 20–40%, несомненно, влияет на решения покупателей, делая вторичный рынок более привлекательным. Однако это также вызывает изменения в предпочтениях, где россияне всё чаще обращают внимание на качество и технические характеристики автомобилей, а не только на бренд или страну-производителя, констатировал эксперт для портала Om1.ru.
Перспективы рынка
С учётом текущих тенденций российский авторынок в ближайшие годы может продемонстрировать ещё больший сдвиг в сторону китайских брендов и увеличение доли подержанных автомобилей. Вопросы дефицита на рынке авто с пробегом и будущем уровне цен остаются открытым. Будет ли этот рост спроса способствовать стабилизации цен или, напротив, их дальнейшему увеличению, зависит от множества факторов, включая экономические условия, политику производителей и глобальные тенденции в автоиндустрии, считает эксперт.
«С начала 2023 года средняя стоимость автомобиля увеличилась на 13% и составила 2 179 000 рублей. Средняя сумма кредита на авто выросла на 15% и на начало 2024 года подошла к значению в 1 490 000 рублей. Срок кредита также увеличился на 14% с 64 месяцев до 73-х», — отметила Елена Гердт.
Собеседник портала Om1.ru подытожил, что 2023 год стал переломным моментом для российского авторынка, показав гибкость и адаптивность как потребителей, так и производителей к новым экономическим реалиям. Растущая доля китайских автомобилей и усиление позиций подержанных машин отражают изменения в потребительском спросе и, возможно, предвещают новую эру на российском авторынке. Как эти тенденции повлияют на дальнейшее развитие отрасли, будет зависеть от множества факторов, но одно можно сказать наверняка: авторынок России никогда не будет прежним.