В Сибири 54% респондентов смогли разгадать уловки мошенников и избежать денежных потерь.
Попались на уловки преступников 3 % сибиряков, 39 % опрошенных рассказали, что не сталкивались с обманом по телефону или в Интернете. Еще 4% участников опроса не смогли идентифицировать звонок как мошеннический, но отметили, что такие подозрения у них были.
Подавляющее большинство жителей региона, кто общался с обманщиками, но не попался на их уловки (74 %), не сообщали об этом в какие-либо официальные организации. Только 21 % сибиряков поделились этим фактом с экспертами банка, а 9 % обратились в полицию.
В целом по стране респонденты, которые пострадали от мошенников, чаще всего обращались по этому поводу в банк (62 %) и в полицию (30%). При этом только половине из них (53 %) удалось с помощью правоохранителей вернуть свои средства, еще в 7 % случаев расследование продолжается, а в 40 % эти обращения не дали результата.
Большая часть пострадавших (48 %) приняла превентивные меры для защиты от мошенничества по телефону и в интернете, 31 % опрошенных обсудили ситуацию с родственниками, 29 % оформили страховку от мошенничества, 24 % установили пин-код на сим-карту для дополнительной защиты, 31 % воспользовались сервисами блокировки спам-звонков, а 32 % намерены регулярно менять пароли на своих устройствах, выбирая сложные комбинации.
Более 70 % участников исследования сообщили, что у них подключен один или несколько сервисов определителя номера и спам-защиты. В то, что такая защита поможет блокировать звонки мошенников, верят 19 % сибиряков, 55 % считают, что это помогает лишь частично. 26 % жителей Сибири уверены, что в дополнение к защите от спама нужно проявлять бдительность — именно это поможет избежать обмана.
По данным ВТБ, в 85 % случаев мошенники заставляют людей добровольно передать им деньги, используя социальную инженерию.
«Сейчас у аферистов особенно популярны две схемы: в первой они звонят через мессенджеры и под разными предлогами просят включить демонстрацию экрана, чтобы увидеть ваш пароль для входа в приложение и пришедшие смс с кодами. А во втором случае мошенники используют симбиоз ранее успешных схем: звонят якобы из Энергосбыта, или поликлиники, Почты России и отправляют код для входа в госуслуги , после просят его озвучить и скидывают звонок. Затем звонят уже от якобы Госуслуг, говорят, что вам звонили мошенники и они как-то получили доступ в ваш профиль, — а дальше клиент уже полностью доверяет им, называет все коды и переводит деньги на «безопасный счёт». Будьте бдительны и не ведитесь на уловки аферистов», — отметил старший вице-президент банка ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
По итогам 9 месяцев банк выявил более 8,6 млн подозрительных операций. Удалось сохранить клиентам миллиарды рублей, которые мошенники пытались похитить.
*Опрос проведен ВТБ с 1 по 10 октября по репрезентативной выборке среди 1 500 человек в возрасте от 18 до 65 лет в городах России с населением более 100 тысяч человек.