Финансирование и обязательства по медицине чиновники планируют переложить с государства на страховые компании. Эта инициатива на днях обсуждалась представителями страховых компаний на совещании у главы министерства финансов Антона Силуанова, сообщают «Ведомости».
Российское здравоохранение до сих пор финансируется по советскому сметному принципу.
Ежегодно в январе комиссия из представителей территориального фонда ОМС (ТФ ОМС) и регионального Минздрава на год вперед определяет, сколько и каких потребуется медицинских услуг, она же определяет и тарифы.
Затем из территориальных фондов ОМС деньги переводятся страховым компаниям. А больница уже выставляет счет страховщику. И в случае если счет оказывается меньше суммы, перечисленной на месяц, страховщик в течение трех дней возвращает остаток денег в ТФ ОМС. Если сумма получается больше, недостачу возмещает территориальный фонд, то есть государство.
Теперь же чиновники хотят «откреститься» от расходов на медицину, переложив с государства на страховые компании большую часть ответственности.
Нововведения уже в ближайшее время опробуют в нескольких регионах страны, после чего введут повсеместно.
Дмитрий Потопальский, директор «Центра экспертизы в области здравоохранения»:
— Система финансирования здравоохранения России пополняется за счет трех источников: средств бюджетов всех уровней, средств ОМС и доходов от оказания платных медицинских услуг. Эта сумма сегодня составляет порядка 2 триллионов рублей в год. Но многие эксперты уверены, что этого недостаточно. Чтобы обеспечить доступную и качественную медицинскую помощь в системе ОМС, бюджет необходимо увеличить на 30%.
Эксперт с мнением коллег согласен, считая, что российское здравоохранение не должно отставать в развитии от мирового. К этому мы и должны стремиться. И за последнее десятилетие в стране проводилась модернизация здравоохранения, в рамках которого многие муниципальные больницы начали использовать новое сложное медицинское оборудование и технологичный инструментарий, в основном импортный. Диагностика сложных заболеваний стала вполне доступной. Но и здесь проявилась обратная сторона медали.
Дмитрий Потопальский:
— Чтобы поддерживать высокий уровень оснащенности и качественный уровень диагностики, необходимы постоянные высокие материальные затраты для обслуживания, обеспечения расходными материалами, обучения персонала и т.д. Средств на все это просто не хватает. В итоге уполномоченные органы власти и вынуждены придумывать различные идеи для функционирования системы здравоохранения, работу которой гарантирует государство.
Дмитрий Потопальский:
— С 2015 года критика деятельности страховых медицинских организаций — а они все частные — стала настолько «громкой», что власти были вынуждены реагировать. В результате предпринятых действий рынок страховых медицинских организаций «пришел в движение»: начались поглощения мелких региональных СМО крупными федеральными, была законодательно усилена ответственность страховщиков за то, насколько качественно они осуществляют защиту прав и законных интересов застрахованных пациентов, введены страховые представители или поверенные.
Но государство не намерено возвращаться к бюджетно-сметной модели финансирования системы здравоохранения, поэтому действующая бюджетно-страховая модель будет постоянно совершенствоваться.
Дмитрий Потопальский:
— Для самих пациентов пока никаких дополнительных платежей введено не будет. Особенно это не грозит детям и лицам пожилого возраста. Но это вовсе не означает, что гражданин и дальше сможет неразумно и потребительски относиться к собственному здоровью. В ближайшем будущем, так или иначе, будут введены критерии и стимулы для граждан, которые ведут здоровый образ жизни, бережно относятся к собственному здоровью, своевременно проводят профилактику и диагностику своего организма и вовремя реагируют на все его изменения. Для тех же, кто пренебрегает собственным здоровьем, будут вводиться финансовые санкции и различные ограничения. И к этому уже сейчас необходимо готовиться.