om1.ru
Не справились с управлением: рассказываем о самых страшных авиакатастрофах Новосибирской области Чаще всего воздушные трагедии происходили с экипажами Ил-12.

Не справились с управлением: рассказываем о самых страшных авиакатастрофах Новосибирской области

Чаще всего воздушные трагедии происходили с экипажами Ил-12.
13 сентября 2023, 09:58

Не справились с управлением: рассказываем о самых страшных авиакатастрофах Новосибирской области
Фото: Om1.ru

Самолёт Airbus A320 авиакомпании «Уральские авиалинии» 12 сентября совершил аварийную посадку на грунт в Убинском районе Новосибирской области. На борту находился 161 человек — 155 пассажиров, из них 23 ребёнка, и 6 членов экипажа. Все пассажиры выжили.

На фоне экстренной посадки редакция Atas.info напомнила о девяти крупных авиакатастрофах, которые произошли в регионе с середины прошлого века.

 
Самая громкая история в годы Великой Отечественной войны произошла 10 июля 1943 года. У самолёта Як-7 возникли неполадки в двигателе. Пилот получил приказ катапультироваться, но самолёт летел над жилыми домами, поэтому мужчина попытался посадить истребитель на площади Ленина. Однако судно врезалось в одноэтажный деревянный дом на Красном проспекте. Погиб только лётчик-испытатель Василий Старощук. Катастрофу засекретили. В 2000-е годы благодаря усилиям потомков пилота и краеведов его подвиг стал широко известен, а одна из улиц города была названа в его честь.
 
2 сентября 1948 самолёт Ил-12 компании «Аэрофлот» выполнял рейс из Хабаровска в Москву. Экипаж совершил промежуточную посадку в Новосибирске. После дозаправки во время взлёта оказалось, что конец взлётно-посадочной полосы был на 10 метров выше точки старта. Бортмеханик сбавил обороты двигателей. Машина начала терять высоту и ударилась наполовину убранными шасси и лопастями винтов о землю. Разлетевшиеся лопасти повредили фюзеляж, крылья и убили одного пассажира, ещё пять человек были ранены.
 
В следующем году произошёл ещё один трагический случай на рейсе Москва — Хабаровск. В тот день над Новосибирском, точкой дозаправки, бушевала гроза. Некоторое время самолёт кружил над городом, запрашивая разрешение на посадку, но получил его только с четвёртого раза. В туче воздушное судно поразила молния, второй пилот и бортрадист потеряли сознание. Командир с бортмехаником в панике попытались выйти из облака. В итоге Ил-12 с сильнейшим правым креном вынырнул из облачности в 100 метрах над землёй и врезался в земляную насыпь карьера в 12 километрах от аэропорта. Все 25 человек, находившихся на борту, погибли.
 
17 ноября 1951 года в Новосибирске резко похолодало. Руководство аэропорта проигнорировало погодные условия. Погибли 23 человека на дополнительном рейсе Ил-12, который отправлялся в Москву. На высоте 150 метров из-за обледенения машина начала терять высоту и врезалась в землю в 30 метрах от карьера Мочище. Обломки разбросало на десятки метров вокруг, фюзеляж охватило пламя. 
 
25 апреля 1952 года «Ильюшин» выполнял тренировочный полёт, взлетев из новосибирского аэропорта под мокрым снегом в облачность, которая висела в 200 метрах над землёй. Командная радиостанция была сломана, связи с Ил-12 не было. Спустя несколько часов пришло сообщение об авиакатастрофе недалеко от хутора Карманово. Пилоты решили сымитировать взлёт с отказавшим мотором и остановили левый двигатель. В итоге самолёт потерял скорость, начал валиться на левый борт, а попытки заново запустить мотор оказались неуспешными. Погибли 8 человек.
 
27 сентября 1954 года лайнер «Аэрофлота», следовавший из Южно-Сахалинска в Москву, совершал промежуточную посадку в Новосибирске. Аэропорт накрыл туман, видимость составляла 200–300 метров. Руководитель полётов разрешил посадку, хотя в таких случаях необходимо было отправлять лайнер на запасные площадки в Барабинске или Кемерове. Первая попытка посадить самолёт стала неудачной. Во время второй самолёт левым крылом задел деревья, потерял управление и врезался в склон оврага. Воздушное судно полностью разрушилось, погибли 29 человек — четверо членов экипажа и 25 пассажиров. 
 
14 января 1969 года транспортный Ан-12, выполнявший рейс Москва — Хабаровск, совершил промежуточную посадку в аэропорту Толмачёво. После дозаправки транспортник, на борту которого было более 11 тонн промышленного оборудования, оторвался от взлётной полосы, а через минуту командир перестал отвечать на вызовы диспетчера. Обгоревшие обломки нашли в семи километрах от взлётно-посадочной полосы. При посадке на поле произошло разрушение левого крыла, самолёт стал скользить по земле, через некоторое время наткнулся на небольшой холмик, после чего произошёл взрыв. Все шесть членов экипажа погибли. До этого в грузовом отсеке произошло возгорание, однако точную причину пожара выяснить так и не удалось.
 
1 апреля 1970 года самолёт «Аэрофлота» Ан-24 взлетел из аэропорта Толмачёво, чтобы направиться в Братск. На борту было 40 пассажиров, включая юношескую хоккейную команду. Спустя несколько минут после взлёта связь прервалась. На высоте около 5,4 км самолёт врезался носовой частью в радиозонд. От удара была повреждена кабина пилотов, после чего лайнер на огромной скорости начал падать. Фюзеляж на скорости 300 километров в час врезался в поле совхоза «Завьяловский» и полностью был разрушен. Погибли все пассажиры и пять членов экипажа.
 
26 сентября 1976 года в жилую пятиэтажку на улице Степной, 43/1 в Ленинском районе врезался самолёт Ан-2. Это была спланированная месть лётчика Владимира Серкова жене, которая собиралась с ним развестись. Утром он совершил несанкционированный взлёт из аэропорта, некоторое время кружил над городом, а потом пошёл на таран. Машина врезалась в стену подъезда между третьим и четвёртым этажом, внутрь выплеснулось топливо, начался пожар. Лётчик погиб, а его близких в этот момент не было дома. В катастрофе погибли ещё пятеро жильцов дома, среди которых были маленькие дети.

Сообщения о случаях экстренной посадки пассажирских лайнеров в аэропорту Толмачёво из-за технической неисправности приходят регулярно. Кроме того, в регионе неоднократно зафиксированы авиаинциденты с участием воздушных судов малой авиации.

Стали свидетелем происшествия, чего-то необычного или хотите рассказать свою историю? Обращайтесь к нам в редакцию по номеру +7 (993) 003–35–87 (Telegram, WhatsApp).

Также подписывайтесь на наши соцсети: Telegram, Дзен, ВКонтакте, Одноклассники.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter