Утром 21 января на разъездном кольце в районе перекрестка улиц Лермонтова и Маршала Жукова прямо в теплом трамвайном вагоне отрылась фотовыставка «Ожившая трамвайная история». В год 80-летия омского трамвая были воссозданы сюжеты рельсовой на фотографиях транспортной системы, а рядом с ними соседствовали архивные снимки. Все это под рассказы историка и краеведа Сергея Первых и ретромелодии, издаваемые гармонью.
Часть фотореконструкции: 1920-е, проектирование системы
1930-е, строительство путей. Первая ветка прошла от железнодорожного вокзала до нынешней Соборной площади
Часть фотореконструкции: 1940-е, трамваи доставляют раненых к госпиталю, перевозят грузы
1955 год, в период послевоенного подъема промышленности длина линий составила 55 километров. Мальчишки советских времен на фоне работы вагона-снегоочистителя
В обед вагон вместе с составом тронулся и весь день работал на маршруте, став передвижной выставкой. Изюминкой экспозиции стал компостер: гостям раздавались точные копии талона 70-х годов.
Часть фотореконструкции: 1960-е, более 200 вагонов требовали обслуживания и ремонта
Начата эксплуатация КТМ-5 — вагоны этой модели перевозят омичей и сегодня
Часть фотореконструкции: 1970-е, генплан 1970 года отводил трамвайной сети роль транспортного каркаса города. Девушка в советском омском трамвае. Светлые ленты в волосах, чепец, в руках — инкрустированная книга
2010-е, водитель трамвая подбирает щенка, который не может перебраться через рельсы
Собственно, как гласит выставка, в 1990-е годы трамвайная сеть не выдержала конкуренции с растущим числом автомобилей. Рельсы были убраны со многих центральных улиц и в городке Нефтяников. Тем не менее оборудование минувших эпох работает и в наши дни. С тех пор новые линии не строились, но сеть активно эксплуатируется и поддерживается.
Авторы проекта лелеют надежду, что трамвай вернется в исторический центр города
Фото: www.admomsk.ru/Юлия Огородникова, Дмитрий Рудаков