om1.ru
Мода прошлого века: в Омске показали «валенки» на каблуках и советский «тефаль» В Историко-Краеведческом музее открылась выставка «Модники и модницы». Она охватила моду СССР с 1920-х по 1970-е года.

Мода прошлого века: в Омске показали «валенки» на каблуках и советский «тефаль»

В Историко-Краеведческом музее открылась выставка «Модники и модницы». Она охватила моду СССР с 1920-х по 1970-е года.
[Мода прошлого века]: в Омске показали «валенки» на каблуках и советский «тефаль»
23 февраля 2017, 10:00

Это то время, когда можно говорить об установлении именно советской моды, а 60–70-е года — ее расцвет. Коллекция представлена примерно 150 предметами мужской и женской одежды и обуви, а также парфюмом и различными аксессуарами: часы и клатчи, шапочки-менингитки и портсигары.

Однако вся коллекция гораздо больше, признались в музее. Но поскольку возможности зала ограничены, и не все предметы достаточно хорошо сохранились, ограничились этими экспонатами, хотя хотелось показать еще. При этом большая часть из них ранее не экспонировалась или же экспонировалась давно.

 — Настолько масштабно коллекция выставляется впервые за последние два десятилетия, — начала автор выставки Оксана Дербуш.

Комната 1930–1950 годов
Одно из самых стильных платьев 1960-х — белое, с красной полосой-вышивкой. Полностью ручная работа: самостоятельно сделана выкройка, сшито омичкой. Схожее можно увидеть на фотографии певицы Эдиты Пьехи, размещенной неподалеку.

Причем экспонаты — бывшая собственность самих омичей, оставленных в дар музею. Так, в туфлях, которые сейчас выставлены за стеклом, когда-то ходили по омским улицам, китайским зонтиком, купленным здесь же, в Омске, укрывались от солнца. Самые редкие предметы — 1920–1940-е года, это единичные экземпляры. А вот 1950–1970-е более широко представлены. 

Некоторые экземпляры можно легко узнать по советским же фильмам: «Волга, волга» и типичная одежда работников СССР, «Весна на Заречной улице» и крепдешиновое платье. Также в помощь подлинные открытки советских актеров и манекенщиц из коллекции музея.

 
 
 
 
— Когда-то коллекционирование таких открыток было популярно. Они тоже способствовали продвижению моды. Даже в 1950-х модные дома были далеки от народа, производя модели прет-а-порте (модели готовой одежды, поставляемые крупными модельерами в массовое производство, — прим. ред.) больше для элиты, а изготовлением готового платья занимались фабрики и предприятия. Рядовой гражданин приобщался к миру моды во многом благодаря кино и эстраде, и артисты становились, что называется, иконами стиля.
Оксана Дербуш, ведущий научный сотрудник ОГИК музея

По представленным фотографиям актеров и музыкантов, среди которых есть и Элвис Пресли, и Scorpions, можно рассмотреть модные тенденции, увидеть сходство одежды простых людей и звезд.

При этом нередко все шилось буквально на коленке по собственным выкройкам, глядя на фото в газетах и журналах. Или же в погоне за модной новинкой, да и хотя бы самой тканью приходилось отстоять очередь, договориться «по блату». Так и умудрялись достать расшитый халат-кимоно или же фабричный шелковый галстук.

 
 
 
 
— XX век, в отличие XXI, примечателен тем, что каждое десятилетие отличалось стилем. Сейчас мода стала более свободной, и этот богатый советский материал используется современными домами моды. XX век создал новый тип одежды: постепенно она становилась очень удобной, более универсальной, стиралась разница между мужским и женским костюмом, упрощался крой, убирались мелкие детали. Все-таки для предыдущего, XIX, века мода — это то, что носилось элитой, рядовые граждане были к ней непричастны. Кончено, вносились какие-то элементы, но медленно и в меньших объемах. А XX век в этом плане более приближен к народу.
Оксана Дербуш, ведущий научный сотрудник ОГИК музея
Поскольку модные вещи далеко не всегда можно было достать, чтобы выглядеть стильно многие сами кроили, сами шили. Затем тонкие шелка и тюли отпаривались, отглаживались чугунными утюгами за неимением еще в те времена «тефалей» и «бошей».

Особенно ценилась, конечно, импортная одежда — из Индии, Польши, ГДР, Венгрии, обувь — из Югославии, а также китайские вещи в отличие от нынешнего массрынка.

Тем не менее, как заключила куратор выставки, государство все-таки старалось заботиться, чтобы советский гражданин мог получить и модные вещи тоже, развивало легкую промышленность. Хотя они и объявлялись как признак мещанства, тяга к моде была неистребима.

Еще больше интересного вам расскажут и покажут в музее.

Фото: Ирина Любых
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter