Сегодня, 19 марта, в здании Законодательного собрания с журналистами встретился секретарь избирательной комиссии Омской области Александр Христолюбов. Он рассказал о явке на выборах президента Омской области и о том, как распределились голоса в регионе.
Об этом можно прочитать на портале Om1.ru здесь и здесь или по тегу «Выборы 2018».
Корреспондент портала пообщалась с Александром Валентиновичем о том, трудно ли приходится сотрудникам избирательных комитетов, работающим по двое суток без отдыха, и какие курьезные ситуации бывают во время выборов.
|
---|
— Александр Валентинович, расскажите, пожалуйста, какие нештатные ситуации приключаются на выборах, с которыми вам приходится работать?
— Приведем простой пример. Не буду называть район, но там участковая комиссия была в шоке, в ступоре от того, что, как они думали, они потеряли бюллетень. То есть на участок было выдано, например, 1000 бюллетеней, избирателям было выдано 700, то есть 70-процентная явка по участку, в ящике для голосования обнаружили 699. Куда делся бюллетень? Ну, мы-то знаем, куда. Избиратель унес его с собой на память, например, а участковая в данном случае просто перепугалась, посчитав, что они потеряли бюллетень. Между тем его нельзя считать потерянным, если он был выдан избирателю. Потерянные бюллетени — это только те, которые утрачены до выдачи избирателям. Вот, пожалуйста, из-за одной участковой, которая не знает, что делать, а ТИК по какой-то причине загружена звонками, принимает другие комиссии и не может ей помочь, весь район «висел» и по чисто техническим причинам не подводились итоги.
|
---|
— Насколько долгий процесс подведения итогов? Всю ночь работать приходится?
— Принцип такой: чем меньше количество избирателей на участке, тем быстрее обрабатываются голоса. Сегодня у нас первыми приехали сдавать документы коллеги из Седельниковского района, они закончили подсчет и оформление документов, были готовы нам передавать уже в два часа ночи. Район небольшой по числу избирателей, участковых комиссий мало, отработали быстро. Или взять город. Хотя на большинстве участков установлены КОИБы, там все равно есть свои моменты: нужно не только оформить протокол, посчитать бюллетени. Много бумажной работы, а мы требуем очень четкого оформления с подписями, проставлением печатей. И эта канцелярская волокита очень много съедает времени у участковых комиссий.
|
---|
— Расскажите, кто сегодня, на следующий день после выборов, приезжает в облизбирком и зачем?
— Это председатели, секретари, члены ТИКов, которые нам привезли свои протоколы об итогах голосования. Каждый ТИК, собрав протоколы участковых, суммирует их, тщательно проверяет, причем не только протоколы, но и акты, реестры — ТИКи собирают у себя все. Бюллетени например, списки избирателей с отметками, марки для бюллетеней. Очень много бухгалтерии, каждая бумажка важна. Мы смеемся — «Это все, что останется после нас». Груды бумаги, коробки. Большая часть по объему имеет временный срок хранения, потом выбраковывается, проводится экспертиза ценности, передается в архив на постоянное хранение.
|
---|
— Каких бумаг у вас тут больше всего?
— Больше всего по объему занимают акты, составляемые участковыми комиссиями и реестры надомного голосования, а также акты о признании бюллетеней недействительными. То есть на каждый факт есть акт.
— Мы знаем, что работники участковых и избирательных комиссий, облизбиркома работают на выборах «на износ» — по 24 часа без сна и отдыха, а то и больше. При этом у них, как у саперов, нет права на ошибку. Как это вообще вам удается?
— А проголосовать вы успели вчера?
— Я вчера ходил голосовать. Дочка меня спросила: «Папа, а что с твоим голосом сделал КОИБ?». Я ответил: «Дочка, он его посчитал, потом отдаст его какому-нибудь кандидату, за которого я проголосовал, комиссия оформит протокол, потом передаст его, потом посчитают все вместе и выберут президента». Это тоже часть ответственного отношения к своей работе, я другого не мыслю. Это же выборы!