om1.ru
«Позор и смех сквозь слезы»: депутат Госдумы раскритиковала систему господдержки Новосибирской области В 2020 году Новосибирская область получит из федерального бюджета более 36 млрд рублей. Основную часть средств направят на реализацию национальных проектов. Но удастся ли региону их выполнить и найти средства на софинансирование?

«Позор и смех сквозь слезы»: депутат Госдумы раскритиковала систему господдержки Новосибирской области

В 2020 году Новосибирская область получит из федерального бюджета более 36 млрд рублей. Основную часть средств направят на реализацию национальных проектов. Но удастся ли региону их выполнить и найти средства на софинансирование?
13 января 2020, 15:14
эксклюзив

О том, каким будет финансовый 2020 год для Новосибирской области, о подводных камнях помощи со стороны федерального центра и о перспективах выполнения комплексных программ порталу Om1.ru рассказала депутат Государственной Думы РФ, член комитета по бюджету и налогам Вера Ганзя.

— Вера Анатольевна, перспективы у Новосибирской области с учетом федерального финансирования достаточно неплохие. Единственное, что напрягает, — дефицит регионального бюджета…

 
 
 
 — Да, действительно. В этом году дефицит составляет 5,5 млрд рублей, и он меньше, чем в прошлом году, но каким он будет к концу года, сложно сказать. В 2019-м он составил около 11 млрд рублей. С другой стороны, мы обязаны изыскать дополнительные средства на софинансирование национальных проектов. Удастся нам это сделать или нет, пока говорить рано. Но ясно одно — если по каким-либо параметрам будет неосвоение, то у Новосибирской области есть все шансы оказаться в черном списке. А это чревато загвоздками с получением федеральной поддержки в будущем. Ни один регион не хочет оказаться в этом списке. Поэтому, конечно, мы приложим максимум усилий, чтобы освоить федеральные деньги и найти средства на софинансирование. Настороженное отношение со стороны федерального центра нам ни к чему.

 

— Неосвоение федеральных средств возможно. А в каких областях?

 
 
 
 — Давайте посмотрим на наш полоумный 44-й федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По нему сегодня проходят все конкурсные процедуры. Но как проходят? Возьмем, к примеру, муниципальные районы. Допустим, туда спускается национальный проект с суммой в пять миллионов рублей. Задача — провести капремонт клуба или сельской дороги. Муниципалитет по всем правилам объявляет конкурс, проводит его, а подрядчик не находится. Почему? Да потому что строительная отрасль в сельских районах убита, раздавлена, там нет нормальных местных строительных организаций. А какая-нибудь крупная за эти деньги не пойдет, ей невыгодно. Вот вам и неосвоение. Деньги возвращаются в федеральный бюджет, и кто, спрашивается, в этом виноват? Федеральная власть считает, что муниципалитеты. А я считаю, что виновата федеральная власть, которая создала соответствующие экономические условия.

— Давайте пройдемся конкретно по цифрам бюджета Новосибирской области 2020 года. Сколько даст федеральный бюджет и на что направят деньги?

 

 
 
 
 — Доходы регионального бюджета в 2020 году составят 176 млрд рублей, расходы — 181. О дефиците я уже говорила. Так вот, из 176 млрд — 36 поступят из федерального бюджета в виде субвенций, субсидий, дотаций… Объем субсидий, в большей части на софинансирование национальных проектов, — в районе 15,5 млрд рублей, субвенций — 9,4 млрд рублей, дотаций — 8,95 млрд рублей, на остальные межбюджетные поступления приходится 2,8 млрд рублей. В приоритете, как и в прошлые годы, остаются социально значимые направления — образование, здравоохранение, культура. Вообще, на 2020 год в Новосибирской области запланирован старт 21 региональной программы в рамках национальных проектов. На каждую из них предусмотрено софинансирование. Что касается федерального софинансирования региональных программ, я выступала и много замечаний высказывала по этому поводу. Дело в том, что федеральные власти обещали софинансирование объектов по нацпроектам на уровне 98–99%. На деле получается 50/50. То есть федеральные власти, в частности Минфин, регионы попросту обманули, заставив их тянуть лямку и в поте лица своего искать средства на софинансирование.

 — А как обстоят дела с комплексными программами?

 

 
 
 
 — Если честно, то еще хуже. Вот взять, к примеру, комплексную программу развития сельских территорий. Она была сильно распиарена, создана на пять лет, в нее заложено 2,3 триллиона рублей. Триллион даст федеральный бюджет, остальное должны найти регионы. Когда программа создавалась, все были счастливы до безобразия, хлопали в ладоши, радовались…

Давайте обратимся к фактам. Я взяла цифры по Новосибирской области, и они меня, мягко сказать, обескуражили. Минфин за пять лет намерен вытащить из местных бюджетов 1,41 млрд рублей. Вы представляете — миллиард за пять лет! Как такое возможно, если у них годовой бюджет едва дотягивает до 100 млн рублей?! Это же форменное издевательство! Какая государственная программа? Где муниципалитеты эти деньги возьмут? Если посмотреть, то у них государственный долг в целом по стране около 360 млрд рублей.

С другой стороны, кто пойдет вкладывать деньги в сельские предприятия, инфраструктуру? Кому сегодня интересно строить клубы, дороги, детские сады, понимая, что почти ничего не получит взамен или получит, но мало? По этой программе планировалось около трех триллионов частных инвестиций. Ну это уже смех сквозь слезы! В прошлом году также сильно был распиарен так называемый Фонд развития. В этом году о нем никто даже не заикнулся. Не позорились бы, господа, такими программами, которые кроме как филькиной грамотой не назовешь.

Вот другая программа — «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» на 2020 год: запланировано 305 млн рублей. Из федерального бюджета — 235 млн, из регионального — 70 млн, местные бюджеты — 0, частные вложения — 0. Сразу ясно, что она будет выполнена.

— Давайте вернемся к тем 36 миллиардам. Как они распределены?

 
 
 
 — Вот, к примеру, здравоохранение. На борьбу с туберкулезом в 2020 году направят около 80 млн рублей, на информатизацию медицины 832 млн, на профилактику и лечение онкологических заболеваний 1,84 млрд рублей, на нужды санавиации 96 млн рублей, на передвижные фельдшерско-акушерские пункты около 85,5 млн рублей, на оборудование для детских больниц 213 млн, на паллиативную помощь 86 млн, на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями 148 млн. Региональные деньги на эти цели также заложены.

На дороги по нацпроектам в общей сложности в 2020 году потратят 1,8 млрд рублей. На доступную среду, жилье ветеранам, уход за пожилыми людьми и инвалидами 679 млн рублей. Обязательно государство поддержит регионы в плане повышения рождаемости. Выплата за рождение третьего ребенка в среднем составит 450 тысяч рублей. На эти цели запланировано 322 млн рублей. В обязательном порядке будут региональные доплаты к пенсиям до величины прожиточного минимума. На это запланировано около двух миллиардов рублей.

 

— То есть получается, у нас не все так плохо, если не брать исполнение национальных проектов и комплексных программ?

 
 
 
 — Я бы не сказала, что Новосибирскую область федеральный бюджет как-то обделил. Мы, в сравнении с другими регионами, находимся в очень неплохой ситуации. Если посмотреть на общероссийский рейтинг регионов, мы, конечно, не лидеры, но в первой половине.

По результатам 2019 года Новосибирская область получила грант в размере 1,476 млрд рублей за достижение целевых показателей органов исполнительной власти. 1,3 млрд рублей распределят на нужды региона, остальные средства — премиальный фонд команды губернатора за достижение высоких показателей.

— То есть на фоне других регионов России Новосибирская область выглядит вполне респектабельно?

 
 
 
 — Да. И я не соглашусь с высказыванием главы Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко о том, что в Новосибирске хромает комфортная городская среда. Чтобы ее оценить, нужны критерии. Там же не только деньги замешаны, но и качество работы. Но проблемы с качеством, скажем, асфальтирования дорог везде одинаковы.

Как формируется представление о положении дел в регионе? Зачастую через изучение мнений в социальных сетях. Меня возмущают многие общественники, которые во всем видят лишь плохое и тем самым формируют негативный имидж региона. Казалось бы, я — представитель оппозиционной партии и также должна видеть только плохое и выносить это на обсуждение. Так и делаю, но замечаю и хорошее. Мнения в социальных сетях — это один из показателей удовлетворенности населения. Конечно, у нас есть проблемы и с вывозом снега, и с транспортировкой мусора, но в других регионах их нет совсем? К тому же мы должны понимать, что в свое время губернатор Владимир Городецкий отнял у Новосибирска 3,5 млрд рублей, и до сих пор городской бюджет не может прийти в себя.

Я бываю в разных регионах и скажу совершенно откровенно, что Новосибирск не выглядит хуже по сравнению с другими. Где идет неделю снег, за полчаса он не убирается, даже в Москве — есть колоссальные пробки, когда выпадают осадки. И свешивать всех собак на руководство Новосибирска и области, я считаю, неправильно. Проблемы есть везде, их надо решать эффективно. Требовать качественного решения — это право граждан. Но нужно понимать, что просьбы должны быть объективными. Только тогда мы получим результат.

Беседовал Александр Ярошевский

Инфографика Дениса Шмакова, фото facebook.com (портрет), regionuru.ru (карта)
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter