- 15 января Владимир Путин предложил внести поправки в Конституцию. За них должны будут проголосовать граждане России.
- 23 января председатель Центризбиркома Элла Памфилова заявила, что в референдуме необходимости нет. «Давайте введем термин эксклюзивная, разовая, уникальная акция, чтобы не было путаницы, чтобы не было ссылок на действующее законодательство», — цитирует Памфилову «Интерфакс».
- 23 же января Госдума принимает поправки в первом чтении. Через несколько часов председатель Госдумы Вячеслав Володин не смог объяснить журналисту BBC, как же все-таки будет устроен процесс голосования и будет ли он вообще.
- 24 января пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что голосвание состоится и оно не будет пустой формальностью.
— Можете рассказать, по какому принципу формировалась рабочая группа по внесению поправок в Конституцию? Почему в нее попал актер Владимир Машков и гимнастка Елена Исинбаева?
Рабочую группу формировал не я, поэтому могу высказать лишь гипотезу. По-моему она формировалась по двум принципам:
— профессионализм, в рабочей группе есть несколько юристов и депутатов парламента
— представительство, считается, что в рабочей группе должны быть представлены разные слои населения.
Что касается меня, то в данном случае, видимо, имеет значение оба эти варианта, поскольку имею многолетний опыт работы в парламенте и подготовки законов, а с другой стороны в Госдуме я представляю интересы интеллигенции, людей старшего поколения, семей с детьми и людей с инвалидностью. Вероятно, по этим причинам я и оказался там.
— Госдума в первом чтении приняла поправки. Получается, что рабочая группа свою миссию выполнила или заседания будут продолжаться?
Заседания продолжаются, хотя она работает параллельно с Комитетом Госдумы по законодательству. Официально поправки рассматриваются в Комитете, но рабочая группа выносит рекомендации, на ее доле лежит представительская функция общественного мнения.
— Что будет с обещанным Путиным в послании Федеральному собранию народным голосованием? Какой смысл в этом голосовании, если поправки до этого примет Парламент, а затем подпишет президент? Вячеслав Володин так и не смог объяснить.
Насколько я понимаю, в Администрации президента нет по этому поводу однозначного мнения, и этот вопрос обсуждается. Если бы я давал советы Президенту, то предложил бы такой вариант: госдума принимает поправки в Конституцию в двух чтениях, затем они выносятся на всенародное голосование, а уже потому принимаются Госдумой в третьем чтении, Советом Федерации и региональными парламентами. В таком случае место всенародного голосования было б понятно — он превратился бы в консультативный референдум, санкционирующий принятие таких поправок.