- Руководитель Комитета по строительству ОРО «Опора России»
- Член общественного совета Регионального Министерства строительства
- Основатель Группы Компаний «Сибус»
- Президент НКО «Ассоциация производственных и сервисных компаний грузоподъёмного оборудования»
Специальная военная операция (СВО) на Украине обострила сразу несколько экономических проблем для России:
- небеспочвенную тревогу руководства страны за готовность военно-промышленного сектора к полномасштабному противостоянию с западным блоком;
- замедление темпов развития субъектов малого и среднего предпринимательства в части реального сектора производства и услуг, при сохранении их способности как к мобильным и креативным оперативным решениям, так и к формированию и реализации новых масштабных проектов развития экономики реального сектора нашей страны.
За постсоветский период удалось сохранить и развить былой потенциал в части военно-оборонного комплекса, но участь гражданского сектора экономики, и в первую очередь реальной промышленности, оказалась не такой радужной.
За развалом СССР, который стал национальной катастрофой для многих народов постсоветского пространства, последовали разрушительные для реального сектора реформы, которые в целом отразились на структуре экономики, превращая её в сырьевой придаток Запада. Это выразилось в полномасштабном и целенаправленном уничтожении предпринимательского пласта, особенно в части субъектов малого и среднего предпринимательства реального сектора (МСП) через нарушение хозяйственных связей, налоговое законодательство и бюрократическое давление, делающее заведомо невыгодным занятие любым реальным бизнесом.
Конечно, сегодня мы видим, что руководство страны обеспокоено таким положением вещей. И, безусловно, радует та скорость принятия и размах поддерживающих для бизнеса законопроектов и мер поддержки через различные фонды. Много что стало меняться, в том числе благодаря профильным общественным организациям, представляющим интересы предпринимательства, среди которых есть «ОПОРА РОССИИ».
Мы также увидели усилия, направленные на борьбу с коррупцией и дебюрократизацию предпринимательской деятельности. И всё было бы хорошо, если б не несколько «НО»:
- продолжающее огромное давление всевозможных контрольно-надзорных органов и силовых структур на бизнес, несмотря на предпринимаемые действия;
- система налогообложения реального сектора экономики.
Конечно, можно сохранить ту же стратегию взаимодействия с малым и средним бизнесом, создавая бесконечное поле работы для проверяющих и контролирующих структур. При этом затрачивая на это немалые средства. На выходе мы получаем ситуацию, при которой для представителя надзорного органа «Бизнесмен — это дойная корова, которую в случае отказа давать молоко можно всегда пустить на мясо».
Как можно назвать преступниками огромное количество субъектов МСП, и особенно в части реального сектора, зажатых в тиски «закона и порядка», в которых для того, чтобы заниматься бизнесом, им приходится каждый день просто выживать, закредитовываясь так и настолько, что нередки случаи инфарктов на фоне постоянных налоговых арестов расчётных счетов и давления со стороны ряда структур государства.
Но разве в этом выход?
Что делать?!
Для начала лучше просто посмотреть по сторонам и выделить успешный опыт различных стран с развивающимися рынками. И снизить налоговое бремя для реального сектора.
Чего стоит только Китай, где налоговая ставка на добавочную стоимость вирируется от 13 до 6%!!! При этом Китай постоянно показывает небывалый экономический рост, даже в период пандемии и экономического кризиса.
Или пойти дальше и поменять насильно насаженный общий тренд в отечественной экономике. Например, перевести субъекты МСП на простой налог с продаж, оптимизировав остальные налоги по той же ставке 6%, как у индивидуальных предпринимателей, не забыв перестать преследовать бизнес реального сектора в части так называемых экономических преступлений.
А уже позже посмотреть, вернее, посчитать выгоду государства от мгновенного роста доли МСП в части реального сектора экономики страны. А он БУДЕТ! Думаю, что это даже не вопрос для дискуссии.
И здесь речь не только о резком увеличении роста количества налоговых платежей, но и резкое сокращение внутренней и межведомственной коррупции, а также огромная экономия на так называемом «надзоре»! Всё это облегчит для государства решение стратегических задач экономики и даст множество рабочих мест для граждан.
Среди возможных результатов в случае перемен нельзя не упомянуть и о потенциале стратегической гибкости российской экономики за счёт креативных представителей бизнеса из числа МСП, имеющих не только мысли, но практический опыт достижения и роста в своих отраслях.
К числу таких предпринимателей отношусь и я. Многие годы со своей командой из омской группы компаний «Сибус» реализовываю проект стандартизации сектора грузоподъёмного оборудования в рамках страны. Нередко такое оборудование из советской эпохи, а значит, является морально и физически устаревшим. Грузоподъемные механизмы различных конструкций востребованы в любых отраслях промышленности, на строительных объектах, в складской логистике, на транспортных предприятиях при обслуживании оборудования энергетических объектов. И поэтому этот вопрос, как и многие другие сегодня, стоит крайне остро.
Но на своём пути систематически сталкиваюсь с бюрократическими преградами, а идеи и практические наработки вынуждены с боем прорываться через многочисленные коридоры чиновников и ТОП-менеджмента крупных корпораций. И как в таких условиях мы можем говорить о развитии МСП?
Разве в современных экономических условиях мы не должны давать дорогу и оказывать всяческое содействие тем людям, которые способствуют созданию рабочих мест, уплаты налогов, модернизации производства? При сохранении курса рано или поздно у нас могут сначала закончиться станки, краны и прочее промышленное оборудование, а потом и… танки, самолеты, ракеты и снаряды, без которых сейчас мы не выживем.
Ибо, как говорил российский император Александр III: «У России есть только два союзника: ее армия и флот». И спустя почти 150 лет ситуация нисколько не изменилась…