Речь идет о тоннеле на улице Богдана Хмельницкого длиной 700 метров. Его начали строить в 1992 году. По проекту конца 1980-х годов предполагалось открыть первую линию метро на участке «Маршала Жукова — Рабочая», чтобы связать центр города с промышленным районом.
Потом планировалось провести линию на север и связать два берега Иртыша. Начались работы на участке «Туполевская — Рабочая», и к 2003 году тоннели были готовы. Из-за нехватки средств строительство прекратилось, да и планы на омское метро изменились. Тоннель так и стоит за бетонным забором, никаких работ там не ведется, в первую линию метро он не включен.
На днях о планах власти на тоннель рассказал губернатор Омской области Виктор Назаров в ходе пресс-конференции. По словам главы региона, тоннель «съедает» из бюджета шесть миллионов рублей в год, и власть не знает, что делать.
Губернатор Омской области Виктор Назаров:
- Мы прокопали на Богдана Хмельницкого 700 метров, потом поставили забор и сейчас не знаем, что делать. Чтобы закопать назад, необходимо 200 миллионов рублей, а годовое его содержание обходится бюджету в шесть миллионов рублей. Так что, если у кого-то есть друзья или знакомые, готовые взять этот выкопанный участок в аренду, мы готовы его передать. Там можно построить пейнтбольный клуб или парковку, например.
Игроки пейнтбольного рынка Омска отнеслись к предложению с интересом, но пока им не хватает информации, чтобы всерьез рассматривать идею.
Представитель пейнтбольного клуба «Драйв» Александр Попович:
- Сама идея интересна, но кажется нереальной. И лучше бы было метро… Даже представить не могу сумму, требуемую на оборудование тоннеля под пейнтбол, но это не значит, что много. Где можно посмотреть условия аренды и другую информацию?
Как же вышло, что тоннель оказался заброшен? Дело в том, что в начале 2000-х годов планы по строительству метро кардинально изменились, первую очередь запланировали построить к июлю 2008 года. Тогда решено было сначала связать линией два берега Иртыша. В Омске началось строительство двухъярусного метромоста, который позже официально назвали мостом имени 60-летия Победы. Впрочем, омичи продолжают называть его именно метромостом, и их уже не удивляет, что пока работает только верхний ярус моста, по которому ездят автобусы и машины. Однако, если возникнет необходимость, по нижнему ярусу моста пустят метропоезда.
Кроме метромоста по новому проекту была построена станция метро «Библиотека Пушкина», которую в городе сразу после открытия окрестили самым дорогим подземным переходом. Строительство метро велось крайне медленно из-за нехватки средств. И тут на горизонте замаячил оригинальный выход из ситуации. Омское метро решили переформатировать, поскольку утвержденный вариант не отвечал финансовым возможностям и транспортным потребностям Омска. Для достройки классического метро потребовалось бы 24 млрд рублей без учета цены подвижного состава. В конце февраля 2014 года стало известно, что региональное правительство решило превратить недостроенное метро в рельсовую систему, единую с наземным трамваем, — метротрам.
Московское агентство «Городские проекты», которое специализируется на экспертизе транспортной ситуации в городах, привезло в Омск известного в мире специалиста по транспорту Вукана Вучика. Омску порекомендовали полностью отказаться от строительства метро из-за больших экономических затрат и низкой эффективности проекта. Взамен этого было предложено комплексное решение с использованием современного трамвая, который сможет использовать уже построенные объекты метро. Минимальные инвестиции в проекты оценивались в 10 млрд рублей, при котором достигался охват жителей в 10%, а доля транспортной работы в городе — 12%.
Но даже такой вариант реализовать одному лишь региональному бюджету Прииртышья не под силу. Как рассказал губернатор Виктор Назаров 25 июня, создание метротрама потребует около 10–12 млрд рублей. Это в два раза меньше суммы, необходимой для строительства метрополитена глубокого залегания, но региону негде их взять. Если минтранс России предусмотрит финансовую поддержку на строительство метротрама, проект запустят. Если же федерация не выделит необходимые средства в полном объеме, проект будет, по словам Виктора Назарова, «сжиматься».
Таким образом, ситуация с метро до сих пор непонятна. Построят ли его хотя бы в формате полутрамвая –неизвестно. Понятно одно: если не будет денег от федерации, ни метро, ни метротрама в Омске не появится.
Лидер общественного движения «Омск — город для людей» Павел Акимов:
- Здесь все просто — делать надо то, что Вучик презентовал. Мне больше всего нравится самый дешевый вариант: остановить строительство под землей и максимально быстро выйти на поверхность. То есть соединить трамвай с метро неподалеку от уже построенной станции «Библиотека Пушкина», для этого есть участок между Герцена и Рабиновича. Оттуда нужно будет построить линию скоростного трамвая, которая в одну сторону дойдет до трамвайной ветки на Кемеровской, а с другой стороны пройдет через Комсомольский мост через Омь, который требует реконструкции. На левом берегу нужно выйти на поверхность у станции «Заречная», возможно, даже саму станцию вывести из-под земли. Если прекратить рыть под землей и сеть пойдет по земле, затраты будут ниже.
Руководитель Омского отделения Российской Академии архитектуры и строительных наук Альберт Каримов:
- Метро и трамвай — это разные вещи. Метро — будущее миллионного города. Пусть не сегодня, не завтра, но послезавтра омичи точно без него обойтись не смогут. Причем важно строительство именно скоростного метро глубокого залегания.
Алена Валерьева