om1.ru
Вместе с Денисенко в Омск могут вернуться кремниевые проблемы С опозданием вернувшийся в предвыборную гонку на пост губернатора Омской области кандидат от КПРФ Олег Денисенко опасно «порадовал» появлением в своем окружении доверенного лица – Валерия Казимирова, в недавнем прошлом директора компании, занимающейся изготовлением поликристаллического кремния. Вероятно, москвичу, который должен представлять в Госдуме интересы как раз жителей нашего региона, почему-то неизвестно, что кремний и все что с ним связано, до сих пор весьма болезненная тема для омичей, и она просто не может не отбросить тень на «красного» кандидата в губернаторы.

Вместе с Денисенко в Омск могут вернуться кремниевые проблемы

С опозданием вернувшийся в предвыборную гонку на пост губернатора Омской области кандидат от КПРФ Олег Денисенко опасно «порадовал» появлением в своем окружении доверенного лица – Валерия Казимирова, в недавнем прошлом директора компании, занимающейся изготовлением поликристаллического кремния. Вероятно, москвичу, который должен представлять в Госдуме интересы как раз жителей нашего региона, почему-то неизвестно, что кремний и все что с ним связано, до сих пор весьма болезненная тема для омичей, и она просто не может не отбросить тень на «красного» кандидата в губернаторы.
Вместе с Денисенко в Омск могут вернуться [кремниевые проблемы]
7 сентября 2015, 18:02

Здоровье дороже денег

История о возможном появлении в Омске кремниевого завода до сих пор вспоминается многими жителями города с ужасом и содроганием. Постоянные митинги, многотысячные подписи против вредного производства, дискуссии на всевозможных площадках: от соцсетей до телепередач, – равнодушных к строительству опасного производства в регионе просто не было! Омичи в 2014 году смогли отстоять свое право на сохранение здоровой экологической обстановки в городе несмотря на сулящие в необозримом будущем туманные экономические перспективы – для тех, кто выживет в случае катастрофы.

И вот когда, казалось бы, тема с вредным производством осталась в прошлом, так сказать, зарыт кремниевый томагавк поглубже в землю, с появлением в «высших кругах» Валерия Казимирова, ведущего разработчика идеи поликристаллического кремния, угроза вновь стала реальной.

Из Томска в Омск?

Валерий Казимиров, один из соавторов патента по выработке поликристаллического кремния, в 2007 году возглавил томское ООО «Гелиос», занявшееся внедрением идеи, а в 2009 году стал директором совместной российско-тайваньской компании «Зи Поли Томск» – экспериментального завода по его изготовлению, пишет «СуперОмск». Технология получения предусматривала повторное использование выделяющегося фтора, «цена которого будет ниже мировой в 6–10 раз».

Общий объем инвестиций в проект был заявлен на уровне 250 млн долларов. В то время идею активно поддержали местные власти, которые надеялись, что впервые в России получат поликристаллический кремний по фторидной технологии. Тайваньская Lite-On Group планировала инвестировать 35 млн долларов в строительство завода мощностью в тысячу тонн поликристаллического кремния в год. Но несмотря на оптимистичные заявления азиатских партнеров, до производства дело не дошло. Мол, технология, которая в лабораторных условиях дала хорошие результаты, при масштабировании оказалась неудачной.

В 2013 году завод был экстренно ликвидирован. В городе даже ходили слухи, что произошла утечка того самого диоксина, но факт выброса был засекречен, а с работников предприятия была взята подписка о неразглашении.

По датам можно заметить, что как раз в это время в нашем городе было начато проектирование предприятия с промышленными объемами производства. Об аналогичном, кстати говоря, мечтал Валерий Казимиров в 2010 году. «Если мы получаем подтверждение по качеству нашего продукта, то (Lite-On Group) просит предоставить бизнес-предложение, связанное со строительством производства на тысячу тонн», – рассказывал директор «Зи Поли Томск» властям в 2010 году.

Положа руку на сердце, в такой ситуации даже не знаешь, что хуже, не случившееся массовое производство поликристаллического кремния, или в очередной раз приятно освоенные кем-то 250 миллионов долларов, которые ни к каким технологическим прорывам, естественно, не привели.

Согласно сценарию

Если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу пьесы оно должно выстрелить. Случайностей не бывает, особенно когда речь идет о таких сложных постановках, как политические игры, и уж тем более когда речь идет о таких больших деньгах.

Высказываются предположения, что опасный бизнес должен был перекочевать из Томска в Омск. Возможно, многомиллиардному проекту как раз покровительствовал Олег Денисенко, ведь не стоит забывать, что он депутат Государственной думы сразу от двух областей и мог поддерживать «диоксинщиков» давлением на органы местной власти, используя свой статус. Правда, тогда омичи смогли этому противостоять.

Если сейчас Денисенко вдруг изберут губернатором Омской области, мы вполне можем стать свидетелем возрождения кремниевой истории – в программе кандидата от КПРФ как раз есть некие размытые высказывания о развитии промышленности в регионе. И в связи с появлением на предвыборной арене доверенного лица депутата Валерия Казимирова вполне реально, что «красный денди» решит все-таки развить кремниевый бизнес на омской земле.

Справочная информация: грамм диоксина убивает поколение

В химических процессах, происходящих при высоких температурах, в которых участвуют хлорсодержащие химические вещества и имеются органические микропримеси, образуется диоксин – чрезвычайно опасное вещество, самый сильный яд, известный человечеству. Диоксины очень медленно расщепляются и накапливаются и в организмах живых существ, и в биосфере планеты, а также в воде, воздухе, продуктах. Величина смертельной дозы для этих веществ существенно меньше, чем у некоторых видов химического оружия.

Диоксины приводят к глубоким нарушениям в обменных процессах и развитию рака, подавляют иммунитет, нарушают работу эндокринной системы организма, провоцируют бесплодие. Недавние исследования подтвердили, что диоксины вызывают уродства и проблемное развитие у детей.

Даже если органические микропримеси составляют одну миллионную долю, то есть один грамм на тонну, выход диоксина при мощности завода 10 тысяч тонн в год может составить 10 килограмм. Есть данные, что одного грамма диоксина, попавшего в воду или атмосферу, достаточно, чтобы вызвать мутации на генном уровне у тысячи человек.

Текст: Яна Ташкеева Фото: Максим Кармаев, omsk-kprf.ru
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter